Как играть с ребенком по системе никитиных. Методика Никитиных для детей – схемы и кубики. Принципы игры «Сложи квадрат»

Самая известная отечественная методика развития детей - это методика Никитиных . Все, кто занимается детским воспитанием, обязательно слышали про нее. Она известна не только в России и на территории СНГ, но и в таких странах как Германия и Япония, где у нее были свои последователи (на момент написания книги авторами).

Никитины - это семейная пара, Б.П. Никитин и его жена Е.А.Никитина, которые воспитали 7 детей. По профессии педагоги. Свою методику они начали разрабатывать в конце 50-ых годов в одном из поселков Подмосковья. Первыми «испытуемыми» стали их собственные дети, на которых все и проверялось. Постепенно начала приходить известность и появились последователи, которых было не мало. Ответственность и основательность с которой Никитины подходили к созданию своей методики, обеспечили ей популярность.

Что касается реакции научного сообщества на данную методику во времена СССР, то некоторые спорные моменты не признавали, а некоторые шли в систему образования. Помимо нескончаемого потока обычных граждан, к ним в дом наведывались и академики, чтобы самостоятельно увидеть всю систему развития в действии и как она влияет на детей. Лекции Елены Никитиной в роддомах, в которых она рассказывала о важности контакта ребенка с матерью сразу после рождения - «кожа к коже», были открытиями для персонала того времени, в том числе и для врачей.

Физические упражнения и закаливание

Первое на чем делается акцент в методике - это упражнения, направленные на закаливание и физическое развитие. Именно это основа методики, и лишь потом уже занятия по развитию характера, интеллекта, творчества и т.д.

«Легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь с самого раннего детства, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами».

Спорту у Никитиных уделяется огромное внимание: закаливание прямо с рождения и ежедневная зарядка - обязательные условия методики. В доме должен быть спортивный уголок из турников, колец и др. специального оборудования, чтобы физическая активность стала для детей естественной средой обитания. Поощряются любые подвижные игры и занятия (бег, прыжки и пр.) на воздухе.

Нужны ли физические упражнения ребенку? Безусловно, моторное развитие - это основа для ребенка в младшем возрасте.

Главное следить за безопасностью ребенка. Никитины постепенно обучали детей самостоятельно предугадывать опасность, так их дети могли в 1,5-2 года лазить по 3 метровой лестнице без помощи родителей. Или правильно падать при обучении ходьбе (не подстраховывать ребенка за спиной, чтобы он не падал назад, затылком). Это не значит, что они бросали детей на волю случая - они внимательно следили за ребенком и контролировали ситуацию в опасные моменты его обучения. В их книгах вы найдете методы как избежать опасности. Но каждый ли родитель разрешит ребенку потенциально опасную активность? Когда одна ошибка может стоить здоровью, например, лазанье по деревьям. Это спорные моменты воспитания и одна из причин по которой критиковали методику. К слову, у их детей (по заверению авторов) никогда не было переломов и травм из-за падения.

Вторая причина для критики, была система закаливания, к которой также готов не каждый родитель. Их дети ходили в +18 в одной майке, а пяточки были синими, чтобы было обычным делом в их доме. Зимой они бегали по снегу практически голыми. К холоду детей приучали постепенно и плавно, поэтому их дети практически не болели, и такая прохлада шла им на пользу (к холоду они обратились, чтобы излечить первого ребенка от проблем с кожей). Повторить такой опыт приучения к холоду, уже вряд ли возможно в современных городах. Если дома вы сделаете настолько прохладную температуру +18 и ребенок будет ходить в майке, то в детском саду или в гостях она будет +25 и ему будет невыносимо жарко, тоже ждет и в школе.

Самостоятельность

К выработке в детях самостоятельности Никитины подходили с серьезностью и пытались сформировать ее с самых первых лет жизни.

«Мы старались не делать за малыша то, что он сам может сделать, не думать и не решать за него, если он сам может додуматься и решить. Вообще в любых занятиях детей мы стараемся поощрять творчество, не навязывать своих мнений, а тем более решений, не торопимся обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. Нам было просто интересно с детьми, и мы никогда не оставались равнодушными к тому, что и как они делают, что у них получается. Это был не контроль, не слежение, не опека, не уроки с проверкой, а совершенно искренний интерес к жизни ребятишек, к их разнообразной кипучей деятельности».

Но эта же серьезность подхода (как и любая догма в методиках развития), давала в том числе и печальные результаты:

«Когда нашему первенцу было года полтора, мы обучали его самостоятельности таким образом: если он попадал в трудное положение (упал или не мог что-то достать), мы «не обращали на это внимания», не помогали ему, несмотря на все его слезы и вопли, – пусть сам учится выбираться из трудностей. И добивались успеха: малыш сам выбирался из затруднения. Но, сами того не подозревая, мы учили малыша... не считаться с остальными. И не только этому.

Когда подрос второй сын, мы с ним поступали так же. И вот однажды младший плачет от ушиба и испуга, а его трехлетний брат даже не смотрит в его сторону – точь-в-точь как мы, взрослые. Тут было просто равнодушие, безразличие к слезам брата. Это неприятно поразило меня. Тогда-то я и взглянула на себя, на нашу «воспитательную меру» со стороны и поняла, почему она подчас раздражает окружающих. Иногда за простую оплошность мы долго «воспитываем» ребенка, говоря: «Ты не нужен мне такой!» Он ищет у нас понимания и помощи, а получает – за простую оплошность – самое жестокое наказание: от него отказалась мама. Он протестовал как мог, а я... даже не пыталась его понять, шла в своих действиях из каких-то затверженных правил, а не от ребенка и его состояния».

Самостоятельность в их семье проявлялась во всем, от помощи с домашними делами и самообслуживания самих себя (при первых же способностях это делать), до самостоятельного познания мира и развития.

Дети самостоятельно изучали предметы обихода и свои обязанности по обеспечению себя, так, например в два года уже могли складывать взрослую раскладушку. Помогали готовить обед и делать домашние дела по дому. Никитины жили загородом, поэтому помимо уборки, приходилось еще таскать воду, рубить дрова, достраивать дом и т.п. Поэтому у них была своя мастерская, где дети могли свободно пользоваться взрослыми предметами:

«В нашей комнате-мастерской можно резать, клеить, лепить, пилить, забивать гвозди, рубить, колоть, сверлить, точить».

Самостоятельно изучение мира сводилось к тому, что ребенок мог делать практически что угодно, кроме совсем опасных вещей. Если он мог легко обжечься, ему это позволяли. Если хотел попробовать землю на вкус, то также не запрещалось. Никитины следовали позиции, что ребенок должен пробовать опасность и мир, в условно безопасной среде. Тогда он сможет узнать об этом больше и лучше подготовиться к ним, что обезопасит его жизнь в будущем.

Так как в семье было много детей, часть развития и воспитания младших детей, брали на себя более старшие. Ведь как известно, старший ребенок в семье даже из двух детей, часто берет на себя роль источника развития для своего младшего братика или сестренки. Хотя такие обязанности не всегда способствуют развитию более старшего ребенка.

«Мы их могли оставить дома одних (с 6-7-летним старшим) часа на три-четыре и знали, что ничего не случится. Мы могли спокойно послать семилетнего в Москву (электричка, метро) или одиннадцатилетнего в Горький (он сам брал себе билет, ехал без всякой опеки проводника или кого-либо из взрослых)».

Важность обогащенной среды

«Мы не ставили себе целью научить детей всему как можно раньше, мы старались создать условия для развития их способностей – по их возможностям и желаниям. Наблюдая за детьми, мы заметили, что развиваются у них те стороны интеллекта, для которых у нас были условия, опережающие само развитие. Допустим, ребенок еще только начинал говорить, а у него уже были среди прочих вещей и игрушек кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые, проволочные буквы и цифры. Вместе с великим множеством понятий и слов, входящих в эту пору в мозг ребенка, четыре десятка значков, называемых А, Б, В... 1, 2, 3, 4... и т. д., запоминались без всякого труда к полутора-двум годам. А все потому, что мы не делали из этого тайны, не говорили, что «тебе рано», просто называли малышу буквы, как называли прочие предметы: стол, стул, окно, лампа и т. д. И радовались, когда он запоминал, узнавая их в любом тексте.

Самым главным открытием на этом пути было для нас то, что в этих условиях дети очень многое начинали раньше, чем это им предписывалось по всем нормам: к трем годам они начинали читать, в четыре понимали план и чертеж, в пять решали простейшие уравнения, с интересом путешествовали по карте мира и т.д. Условия для развития должны опережать его, подготавливаться заранее. Вот для этого и нужна – все равно, в доме ли, в детском ли учреждении – гораздо более богатая обстановка. Мы старались идти навстречу любым намерениям детей что-то делать, проявить себя в каком бы то ни было творчестве. Для этого вешали на стену карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, буквы печатные и прописные, измерительные приборы и, конечно, множество книг. Эти первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес к какой-то области знаний и даже развить определенные способности ребенка».

Что входило в обогащенную среду Никитиных:

  1. Спортивные снаряды и турники, лестница Скрипалева.
  2. Свобода перемещений по дому при первых же способностях к передвижению.
  3. Свобода действий с предметами и познание мира - отказ от различных фраз по типу «Не трогай», «Не лезь», «Испачкаешься» и т.п.
  4. Возможность играть с предметами обихода (кухонная посуда, письменные принадлежности и др.) и настоящими инструментами (ножницы, молоток, гвозди, шило и т.п.)
  5. Знакомство с буквами и цифрами начиная с 2–3-летнего возраста.
  6. Различные развивающие игры.

«Отношение родителей к развитию детей. Здесь существуют две позиции: 1) ребенку нужно все объяснить, рассказать; 2) необходимо рассказывать и показывать малышу только то, до чего он сам дойти не может. Так формируется самостоятельность. Именно второй вариант дает творческие личности, а первый развивает лишь исполнительские способности.

Мы старались идти навстречу любым намерениям детей что-то делать, проявить себя в каком бы то ни было творчестве. Заметили, что малыш любит писать мелом, - сделали из куска линолеума доску; заметили, что его интересует в «Детской энциклопедии» карта, - повесили большую карту полушарий на стенку. Так у нас на стенах появились таблицы сотни и тысячи, буквы печатные и письменные на плакате, на кубиках, измерительные приборы, большие деревянные кирпичи, конструкторы, всевозможные игры и, конечно, книги, множество книг - от сказок и книжек-малышек до энциклопедий и научно-популярной литературы. Вот это-то мы и называем богатой обстановкой. Для ребенка в ней открывается богатое поле деятельности».

Ступеньки творчества

Некоторые родители, обращаясь к методике Никитиных, видят ее лишь частично. Они не вникают в философию воспитания, и только используют разработанные ими упражнения из книги «Ступеньки творчества».

Основу развивающих игрушек Никитиных, составляют «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и другие. Они представлены в виде головоломок на распознавание и достраивание образов. И направлены на развитие пространственного мышления, памяти, внимания, воображения, навыков анализа и сопоставления.

Эти игры имеют ряд особенностей:

  • Задачи даются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.
  • Задачи расположены в порядке возрастания сложности «от простого к сложному». От двух-трех лет до взрослого уровня.
  • Постепенное возрастание сложности позволяет ребенку идти вперед самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в то время как при традиционном обучении решение дается взрослым. Однако для начала и усвоения игры, ребенку потребуется взрослый.
  • Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Так ребенок учится искать решение самостоятельно.
  • Нельзя требовать, чтобы ребенок с первой попытки решал задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  • Решение задачи предстает перед ребенком в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.

Некоторые из Никитинских игр напоминают блоки Ф. Фребеля (создателя первого в мире детского сада). Классические наборы блоков Фребеля составляют куб и должны складываться в кубическую деревянную коробку, как и у Никитиных.

Итог

  1. Методика является системой по воспитанию, а не просто набором упражнений.
  2. Иногда она гуманистична и ребенок является личностью со своими чувствами. Иногда она может быть жестока, ради будущего блага (в последствии Никитины осознали это и смягчили свои методы).
  3. Из ребенка создается самостоятельный человек. Также у него поощряется любознательность. Ребенок самостоятельно исследует мир, а не просто усваивает то, что говорит или показывает взрослый.
  4. Здоровье и физическая активность занимают важное место.
  5. В методике практически нет художественной стороны развития.

Во многом перекликаются с методикой Никитиных, сглаживая все спорные стороны, за которые ее критикуют.

Насколько методика Никитиных отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?

Но что такое методика Никитиных – только лишь свод правил и набор развивающих занятий? Их дети действительно поражали своим развитием, быстротой и гибкостью ума.

Фамилия Никитиных известна многим, даже тем, кто далек от педагогики. Обычная семья учителей сломала устоявшиеся в области воспитания детей стереотипы и доказала всему миру, что их приемы раннего развития действительно помогают вырасти ребенку состоявшейся, физически и интеллектуально здоровой личностью. Методика Никитиных – это не только свод правил, принципов и набор развивающих средств. Чтобы стать последователем выдающихся педагогов, родителю важно научиться думать по-другому, взглянуть по-новому на своего ребенка, предоставить ему свободу.

Воспитание «по-никитински»

Главная задача отцов и матерей – не тормозить развитие детей своими убеждениями, а создать такую среду, которая бы помогала взрослеть, проявлять самостоятельность, совершенствовать способности ребенка.

Педагоги-новаторы были сторонниками здорового образа жизни и закаливания. Отпрыски Никитиных с ранних лет бегали босиком по снегу, умывались ледяной водой, носили легкую не по погоде одежду.

Чтобы у ребенка появилось желание к умственной работе, он должен быть холодным и голодным – так учили счастливые родители семерых «никитинцев». И их дети действительно поражали физическим и умственным развитием, быстротой и гибкостью мышления, на лету усваивали школьную программу и перескакивали классы.

Тематический материал:

Никитины выступали против строгого режима дня, когда у ребенка совсем не остается свободного времени побыть наедине с собой и своими мыслями. Они осуждали навязывание родительской воли и чрезмерную опеку, считая, что такое воспитание тормозит развитие.

Ошибкой педагоги называли и другую крайность – эмоциональную заброшенность. Большинство пап и мам полагают, что главная обязанность родителей сводится лишь к тому, чтобы накормить, одеть и обогреть детей. При этом духовное участие в жизни отпрысков отходит на второй план.

Интеллектуальные игры Никитиных

Главным средством раннего обучения детей супруги считали развивающие игры. Это набор увлекательных упражнений, которые не навязываются ребенку, а заинтересовывают сложностью и возможностью самостоятельно решать поставленные задачи.

Игры Никитиных – это по большей части многофункциональные головоломки, их можно расширять, додумывать, подстраивать под ребенка. Соблюдая важнейший педагогический принцип «от простого к сложному», они создают такие условия, при которых происходит опережение развития способностей.

Такие игры, как правило, построены на совмещении форм, цветов и объемов.

«Сложи узор»

В основе игры – 16 кубиков. Их грани окрашены необычным образом: красная, синяя, белая и желтая, а оставшиеся разделены диагональю на два треугольника, которые также имеют свой цвет. Благодаря этому из кубиков можно создавать множество разных узоров.

Автор рекомендует это пособие детям от 1,5 лет. Начиная с простейших заданий, малютки с раннего возраста учатся конструировать, совершенствуют мыслительные операции (синтез, анализ), развивают творческие способности. На занятиях дети выполняют несколько типов заданий:

  • складывают кубики по схеме;
  • глядя на готовый узор, переносят схему в тетрадь;
  • создают собственный рисунок.

Как изготовить пособие

Чтобы сделать игру «Сложи узор» своими руками, возьмите 16 деревянных кубиков, предварительно очищенных от бумаги и отшлифованных шкуркой. Оптимальный размер ребра – 3-4 см.

Окрашивать их придется по схеме, поэтому вначале сделайте разметку карандашами, чтобы не запутаться. Передняя сторона (на рисунке изображена прозрачной) имеет белый цвет. Лучше использовать нитрокраски, которые быстро высохнут и прослужат дольше. Как вариант, кубики обклеивают цветной бумагой.

Как играть

К пособию «Сложи узор» прилагается два альбома с образцами. Первый предназначен для развития детей 2-4 лет, второй – 4-8.

Если не удалось приобрести готовые схемы, задания распечатывают на цветном принтере или рисуют самостоятельно. Учтите, для маленьких деток (до 2 лет) лучше, чтобы узоры в образце были тех же размеров, что и кубики.

«Сложи квадрат»

В основе этого развивающего задания лежит головоломка, в которой необходимо из кусочков разной формы и размера сложить квадрат. В комплект игры входит 24 квадрата, каждый разрезан на части и окрашен в различные цвета. Задание имеет несколько уровней сложности, поэтому подходит для детей разного возраста. Первые упражнения под силу решить даже 1,5-летним малюткам, более сложные вызовут интерес у старших ребят.

Тематический материал:

Как изготовить пособие

Из плотного картона вырежьте квадраты со сторонами 8 х 8 см. Обклеивая их цветной бумагой, постарайтесь подобрать оттенки так, чтобы было четко ясно, к какому образцу подходят части. По той же причине напишите с обратной стороны каждой порядковый номер квадрата. Чтобы ничего не напутать, сделайте это раньше, чем начнете разрезать фигуры.

Игру «Сложи квадрат» можно также выполнить из разноцветного пластика. Но будьте готовы к тому, что обрабатывать этот материал гораздо сложнее, да и найти 23 оттенка непросто.

Элемент под №1 оставьте целым для образца.

Хранить детали каждого квадрата нужно в «своем» пакетике или конверте.

Как играть

Кроме того, что можно просто высыпать все детали в кучу и предложить малышу распределить их по цветам, игра «Собери квадрат» предполагает 23 разноуровневых задачки. Возможно, на их решение у ребенка уйдет не один год, но сколько радости появляется в детских глазах, когда квадрат все-таки собирается в одно целое!

«Уникуб»

Игра состоит из 27 кубиков, стороны которых окрашены в три цвета. Это идеальное пособие для постижения законов трехмерного пространства. Дети с удовольствием занимаются с ним уже с 1,5 лет, но даже для старших школьников игра представляет собой сложнейший и полезнейший тренажер.

Как изготовить пособие

Сделать игру можно самостоятельно. Возьмите 27 кубиков, удалите картинки и наклейки, отшлифуйте поверхность. Затем приступайте к разметке цветов:

  • сложите образцы в большой куб и все внешние стороны, включая нижние, обозначьте красным карандашом;
  • снимите верхние 9 кубиков и пометьте образовавшиеся 18 граней синим цветом, всего таких плоскостей будет 3, их можно «подсмотреть» на нашем рисунке;
  • оставшиеся грани – желтые.

Снова сложите кубики и проверьте правильность маркировки.

Для нанесения колера воспользуйтесь нитрокраской или обклейте грани цветной бумагой.

Для хранения пособия подберите коробочку квадратной формы, она также пригодится на первых занятиях.

Как играть

Прежде чем давать «Уникуб» детям, тщательно изучите информацию и иллюстрации к упражнениям, чтобы выбрать посильные для малыша задания. Складывать фигуры нужно на время, это стимулирует ребенка к достижению высоких результатов. Отличным вариантом будет игра-соревнование, в которой участвуют родители и дети.

Однако помните, что решение задачек «Уникуба» – довольно серьезная нагрузка на малыша, поэтому старайтесь контролировать степень утомления и дозируйте время работы.

Конечно, методика Никитиных имеет плюсы и минусы. Не каждая мама позволит своему малышу мерзнуть при 18 градусах и будет обливать холодной водой грудничка в первые месяцы жизни. Да и с отсутствием режима и полной свободой ребенка свыкнуться трудно. Принимать методику раннего развития Никитиных или нет – личное дело родителей. Но удивительные подходы к воспитанию, построенные на любви и доверии, развивающие игры и пособия, безусловно, заслуживают внимания.

Сегодня можно смело делать выводы об эффективности работы, проделанной Борисом и Леной Никитиными, на примере их собственных детей. Поэтому сегодня мы предлагаем вам посмотреть, чего смогли добиться дети Никитиных и придерживаются ли они методики своих родителей при воспитании собственных отпрысков.

Советские педагоги Борис и Лена Никитины стали известны благодаря тому, что своих семерых детей воспитывали по особой методике – "системе раннего разностороннего развития детей". В 60-80-е годы семья Никитиных вызывала интерес, как в советском обществе, так и за рубежом. Книги Бориса и Лены выпускались миллионными тиражами и переводились на многие языки, а их опыт перенимался другими семьями.

Педагогическое сообщество двояко относилось к их методике: одни выступали с критикой, говоря, что подход Никитиных неприемлем из-за отклонений от педагогических и медицинских норм; другие отмечали ряд положительных качеств, которые приобретают дети, воспитываемые таким образом.

Сегодня, спустя более 50-ти лет, можно смело делать выводы об эффективности работы, проделанной Борисом и Леной, на примере их собственных детей. Поэтому сегодня мы предлагаем вам посмотреть, чего смогли добиться дети Никитиных и придерживаются ли они методики своих родителей при воспитании собственных отпрысков.

В чем сущность "Методики Никитиных"

В первую очередь "воспитание по Никитиным " требует от родителей максимальной самоотдачи и самосознания. Оно основывается на 3-х основных принципах:

  • создание максимально благоприятных условий для умственного и физического развития детей;
  • все занятия предполагают свободу творчества детей;
  • родительское неравнодушие.

"Раннее развитие по Никитиным" предполагает начало развития ребенка еще до его рождения. У Б. Никитина была гипотеза, что в каждом человеке с рождения заложены определенные способности к развитию, которые с возрастом утрачиваются безвозвратно. Поэтому родители должны способствовать активному всестороннему развитию ребенка с его ранних лет.

Совместно Борис и Лена разработали авторскую методику воспитания Никитиных и множество развивающих игр ("Сложи узор", "Уникуб", "Обезьянка" и пр.), которые и сегодня популяризируются некоторыми педагогами. Кроме этих самодельных игр, развивающая среда включала в себя книги, карты, кубики, конструкторы и мастерскую. При этом воспитание и обучение не было навязчивым – дети были вольны в выборе занятий и последовательности их выполнения.

Раннее физическое развитие включало в себя раннее ползание, плавание, хождение и гимнастику. Маленькие Никитины обходились без манежей и ходунков, при этом всегда имели большую свободу передвижений. Члены семьи активно использовали спортивные тренажеры и прибегали к довольно радикальной системе закаливания, что должно было свести к минимуму возникновение у детей простудных заболеваний. Если все же кто-то заболевал, старались обходиться без лекарств.

Все это подкреплялось доброжелательной атмосферой в семье – обязательным компонентом методики раннего развития детей по Никитиным .


Чего добились и кем стали дети Бориса и Лены

Алексей, 58 лет, проживает в Лондоне, инженер-консультант по разработке электроники.

По образованию учитель физики и астрономии. Алексей отмечает, что на выбор профессии сильно повлияло наличие мастерской в доме.

Старший ребенок в семье Никитиных с ранних лет был самостоятельным, что всегда поощрялось родителями. Он отмечает, что очень благодарен за воспитание, которое дали ему родители. Благодаря этому имеет хорошее физическое здоровье и психологическую устойчивость.

У Алексея двое взрослых детей, также получивших высшее образование, и работающих в крупных лондонских компаниях. Главное, что перешло в его семью от родителей – взаимоуважение и дружелюбная атмосфера.

Антон, 57 лет, проживает в Подмосковье, зам. начальника производственного отделения.

В 1982 году окончил Химический факультет МГУ. После Антона позвали в аспирантуру, но работа над диссертацией у него не задалась, и он пошел работать на химический завод.

Антон считает, что ненавязчивость родительского воспитания позволила ему стать успешным химиком. Они поддержали его заинтересованность таблицей Менделеева, и к четырем годам Антон уже знал ее наизусть.

У него двое детей, при воспитании которых он часто обращался к опыту своих родителей, хотя кое-что все же пришлось пропустить, например, "перескакивание" нескольких классов в школе.

Ольга, 55 лет, проживает в г. Королев, зам. руководителя юридической службы в крупной компании.

С отличием окончила Московское педагогическое училище по направлению "Организация делопроизводства" и поступила на юрфак МГУ.

Общая атмосфера в доме и родительская "методика раннего развития ", по мнению самой Ольги, способствовали ее успехам в учебе, и в дальнейшей работе по специальности. Сюда относится умение быстро читать, хорошая память, превосходное восприятие действительности, а также стремление доводить начатое до конца.

Ольга тоже отмечает свое хорошее здоровье и умение ценить близких людей, чем она и обязана своим родителям.

При воспитании своих двух дочерей Ольга переняла многое из опыта Бориса и Лены. В частности, это здоровый образ жизни, чтение до школы и развивающие занятия. Ну и, конечно же, большое внимание она уделяла совместной работе по дому и поездкам за город.

Анна, 53 года, проживает в г. Королев, логистик в международной транспортной компании.

Обучалась в Московском медицинском училище № 3 по специальности "детская медсестра". Окончила его с красным дипломом. Работала в нескольких больницах и в школьном медицинском кабинете.

"Раннее развитие ", по мнению Анны, положительно отразилось на ее жизни. Она гордится своими многочисленными навыками и умениями: вязание, шитье, плетение бисером, стрижка волос, выпечка, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов и песен.

Анна – мать четверых детей. В свою семью она попыталась привнести все лучшее из опыта своих родителей: раннее самообслуживание и забота о других, совместные игры и походы, движение и спортивные игры, хождение босиком, участие детей в домашних делах, раннее обучение чтению и письму.

Юлия, 51 год, проживает в Подмосковье, работает журналистом в пресс-службе крупного предприятия.

Окончила Журналистский факультет Московского института культуры. Профессия журналиста была своеобразной детской мечтой – Юлия с детства любила писать и общаться с людьми.

Домашний багаж знаний позволил ей без труда обучаться в школе. Юлия не жалуется на здоровье и имеет хорошее физическое развитие. До института она без дополнительных тренировок принимала участие в соревнованиях по легкой атлетике.

У Юлии две дочери. Из опыта родителей переняла раннее прикладывание к груди, любовь к физкультуре (в доме имеются спортивные снаряды), закаливание, ходьбу босиком, раннее чтение и пр.

Иван, 48 лет, проживает в пос. Большево Московской обл., занимается операторской и режиссерской деятельностью на телевидении.

Обучался в Калининградском механическом техникуме (окончил с красным дипломом) и получил образование в сфере радио- и телевещания.

В детстве Иван много времени проводил в мастерской, интересовался техникой. Считает, что именно благодаря "раннему развитию" он обладает техническим творчеством.

У Ивана пятеро детей.

Любовь, 46 лет, проживает в г. Королев, домохозяйка.

Обучалась в Московском библиотечном техникуме, после чего несколько лет проработала в разных библиотеках. Вышла замуж и с тех пор занимается сугубо семьей.

Самое главное, что дали ей родители – крепкое здоровье и умение относиться к детям и всем домашним делам не как к каторге, а просто как к жизни, во всем ее многообразии.

Любовь – мать десятерых детей. Дома и во дворе у нее все ходят босиком, дети много двигаются, рано начали читать и все делают вместе.


Внуки Никитиных

Подведем итог

Все семеро детей из знаменитого семейства нашли свое место под солнцем. Каждый из них обзавелся собственной семьей, имеет детей, а некоторые – уже и внуков.

Почти все Никитины имеют высшее образование, и сегодня большинство из них обеспечены хорошей работой в крупных компаниях.

Подход своих родителей в собственных семьях они реализуют лишь отчасти. В особенности это касается ведения здорового образа жизни и сохранения хороших взаимоотношений в семье.

Единственное, от чего отказались абсолютно все дети Никитиных , это "перескакивание" через несколько классов в школе. Они хорошо помнят, как им было сложно в социальном и адаптационном плане, поэтому их дети проходили все образовательные ступени.

Источники изображений: via-midgard.info, domrebenok.ru, nikitiny.ru

Содержание

Раннее развитие ребенка – основа фундамента его дальнейшего взросления. Специалисты рекомендуют множество методик, одна из самых популярных – это кубики Никитина. Развивающая игра типа головоломки отлично влияет на логику, внимательность, фантазию, усидчивость ребенка. Начинать заниматься можно уже в полтора-два года и, повышая сложность заданий, играть вплоть до школьного возраста.

Что такое кубики Никитина

Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам. Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления. Деревянные или пластиковые никитинские кубики продаются по 16 штук в наборе.

Каждая фигура имеет 6 граней, которые раскрашены в разные цвета. Как правило, это красный, зеленый, синий и желтый. Ребенку нужно собрать одно-, двух-, трех- или четырехцветные картинки, основываясь на заданиях из специального альбома. Методика Никитина предполагает разные варианты задачек, например, «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики», «Сложи квадрат» и «Уникуб».

Как играть

Суть игр заключается в том, чтобы складывать картинки из кубиков в узор или фигуру. Задания отличаются друг от друга по уровню сложности. Самое простое задание – сложить фигуры в квадрат размером 4:4. Позднее, когда ребенок освоится, можно складывать узоры с множеством граней. Например, можно построить башенку или змейку, елочку, дом, цветок, дерево. Готовые очертания рисунков будут похожи на какой-либо предмет или просто напоминать интересный узор.

В своей книге «Ступеньки творчества, или развивающие игры» Никитин рекомендует организовать игру так, чтобы занятия доставляли удовольствие самому ребенку – головоломка должна заинтересовать малыша, чтобы в будущем он сам тянулся собирать новые фигурки. Самым маленьким можно одновременно рассказывать сказку или увлекательную историю, связанную с собираемой фигурой. Блоки Никитина подходят для сбора любых разноцветных узоров.

Однако не стоит мешать детям подсказками: лучше, если малыш сам придумает фигурку, даже если она будет отличаться от заданного образца. Ошибки тоже лучше искать самостоятельно.

Кроме того, Борис Никитин дает родителям несколько советов:

  • Во время занятий воздерживайтесь от замечаний, если у ребенка что-то не получается.
  • Если ребенок не может справиться с упражнением, значит, оно для него еще лишком сложное и приступать к его выполнению рано. Рекомендуется сделать перерыв, а потом начинать с более легких примеров.
  • Если в семье несколько детей, лучше, если собственные комплекты будут у каждого.
  • Не перенасыщайте детей этой игрой. Со временем она надоест, тогда стоит вернуться к кубиками через пару месяцев.
  • Когда малыш перейдет к фигуркам, можно будет ему предложить делать зарисовки получившихся предметов.
  • Можно устраивать соревнования по собиранию фигур на время, так дети почувствуют легкий азарт и желание сделать как можно лучше.

Виды кубиков Никитина

Педагог-практик Борис Никитин еще 40 лет назад разработал свою методику развивающих игр. Первыми детьми, выросшими на его игрушках, стали собственные внуки педагога. Сейчас развивающие игры известны не только в России, но и по всему миру.

Перед тем, как решиться на покупку, определитесь, какие качества вы хотели бы развить в ребенке: логику, глазомер, фантазию, логическое и пространственное мышление и т.д. Исходя из этого выбирайте набор. Методика Никитина для детей оставляет простор для выбора на любой вкус: решите, в какие цвета будут окрашены грани, из скольких частей пособие состоит.

Сложи узор

Самый простой вариант – набор из 16 пластиковых или деревянных кубиков и альбома с заданиями, упакованных в коробку. Эту методику еще называют пазлы Никитина. Она подходит для начинающих.

  • Название модели: «Набор «Сложи узор»
  • Цена: 550 рублей
  • Характеристики: развивающая методика для детей дошкольного возраста, товар представлен в разных цветах.
  • Плюсы: развивает воображение, цветовое восприятие, способность комбинировать, мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза.
  • Минусы: кубики очень маленькие (2:2 см.).

Сложи квадрат

Для детей, которые уже освоили простейшие задания, подойдут варианты игры с неравномерной окраской фигурок:

  • Название модели: «Набор «Сложи квадрат»
  • Цена: 3500 рублей
  • Характеристики: набор из трех частей, в каждом – 12 квадратов разных цветов, которые разделены на части (треугольник, прямоугольник и т.п.). Эта игра предназначена для детей с двух лет. Ребенку предстоит обратно собрать разрезанный квадрат.
  • Плюсы: развивает логическое мышление, умение достраивать до целого, глазомер..
  • Минусы: наличие мелких деталей, сколов и заусенец на квадратах, и высокая цена.

Уникуб

Полезным навыком станет умение собирать трехмерные фигуры – начиная от геометрических и заканчивая забавными домиками или зверушками. Для этого есть особые наборы:

  • Название модели: «Набор «Уникуб»
  • Цена: 680 рублей
  • Характеристики: Головоломка состоит из двадцати семи универсальных шестигранных одинаковых кубиков с цветными гранями. Из них необходимо собирать трехмерные фигуры. Игру можно предлагать детям с полутора лет.
  • Плюсы: развивает пространственное мышление, способность комбинирования, самоконтроль.
  • Минусы: не обнаружено.

Кубики для всех

Когда ребенок освоится с кубиками, можно ему предложить одну из самых сложных игр серии. На продвинутом уровне дети могут из двух-трех фигур собирать предметы – животных, дом, машинки. Предполагаемый возраст ребенка – 5-7 лет.

  • Название модели: «Набор «Яркие кубики»
  • Цена: 590 рублей
  • Характеристики: головоломка состоит из семи сложных фигур, отличающихся по форме и окраске. В комплект входит брошюра с примерами заданий.
  • Плюсы: умение комбинировать, внимание, воображение.
  • Минусы: наличие сколов на ребре кубиков.

Кирпичики

Тем родителям, для кого большое значение имеют экологические характеристики и безопасность игрушек, по душе придется вариация с деревянными брусочками. Они более долговечны, хотя малышу могут понравиться меньше ярких легких пластмассовых кубиков.

  • Название модели: «Набор «Кирпичи для маленьких»
  • Цена: 400 рублей
  • Характеристики: включает восемь деревянных брусочков, имеющих одноцветные грани и блокнот с заданиями. Возраст ребенка – от трех лет.
  • Плюсы: помогает развивать наглядно-действенное и пространственное мышления, глазомер.
  • Минусы: не найдено.

Как выбирать кубики Никитина

Как и любую другую игрушку, развивающие кубики Никитина стоит выбирать, исходя из пожеланий ребенка. Если ему понравились деревянные брусочки, не надо навязывать разноцветные кубики или квадраты. При выборе кубиков Никитина стоит учитывать возраст ребенка и сложность игры, психологические и физиологические особенности малыша.

Необходимо начинать с простого. Даже если вам задание видится элементарным, позвольте ребенку собрать пример: пусть он почувствует вкус победы, и только потом переходите на более сложный уровень, используя альбомы заданий.

Игру легко найти в свободной продаже. Купить кубики Никитина можно в магазинах игрушек, заказать в интернет-магазинах. Другой вариант – купить ее на официальном сайте семьи Никитиных с доставкой из Москвы или Санкт-Петербурга по почте. Цена на кубики Никитиных варьируется от 350 рублей до 3500 рублей: точная стоимость от производителя, материалов, размера набора. На официальном сайте будет дороже, но качественнее.

Рассмотрим методику раннего воспитания детей - методику супругов Никитиных.

Принципы воспитания по-никитински

Все наши принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать, а помогать развитию, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития. (Б. Никитин)

Прорыв в воспитании

Имя супругов Никитиных на слуху не только у психологов, педиатров и воспитателей. В свое время благодаря СМИ о новаторах-педагогах знала вся страна, а книги Бориса Павловича становились настольными для миллионов семей во многих странах мира. Прошло не одно десятилетие, но Борис Никитин был и остается признанным основателем новых направлений в науке и практике воспитания, автором ряда педагогических открытий, которые опередили свое время и которые еще предстоит оценить научному и педагогическому сообществу. Его трудами заложены принципы родительской, внешкольной педагогики, что особенно важно сейчас.

Еще в 1958 году Никитин вместе со своими коллегами — молодыми педагогами и воспитателями — выступил с предложением о создании самоокупаемых школ нового типа, где образовательные задачи успешно решались бы одновременно с освоением учащимися практических навыков производства, самоуправления и ранней профессиональной ориентацией. Но к сожалению, эти инициативы в то время поддержки не нашли.

Борис Павлович Никитин родился в 1916 году на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, служил в истребительной авиации. В 1949 году вышел в отставку и начал научную и педагогическую работу в НИИ Министерства трудовых резервов, затем — в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН.

В 1958 году Никитин организовал группу педагогов с целью повторить опыт знаменитого Антона Семеновича Макаренко. В том же году он встретил свою будущую жену Лену Алексеевну, которая стала его верным другом и соратником.

О Никитиных впервые заговорили в конце пятидесятых. Не привыкшие к новшествам жители подмосковного поселка Болшево только и говорили о «странной» семье. Многие не понимали, как образованные Родители могут брать на себя ответственность растить, закалять и учить семерых детей вопреки рекомендациям Минздрава и РОНО, по каким-то собственным, никому неведомым программам.

Действительно, это казалось невероятным: пышущие здоровьем никитинские дети босиком бегали по снегу; выполняли головокружительные гимнастические упражнения на самодельных снарядах; к трем-четырем годам осваивали чтение и азы математики; с увлечением играли в придуманные Борисом Павловичем самодельные логические игры и сами придумывали новые; едва пойдя в школу, сразу одолевали программы старших школьников...

Сегодня Никитиных нередко упрекают в том, что их дети, несмотря на ранее развитие, не стали ни великими учеными, ни выдающимися личностями. Мол, стоило ли копья ломать? В ответ сторонники педагогов говорят, что в первую очередь обвинять следует не Никитиных, а систему, которой не нужны были ни вундеркинды, ни просто независимые, самостоятельно мыслящие люди.

Никитин был первым — и очень долгое время единственным, — кто писал не о том, как развивается средний ребенок, а как следует развиваться ребенку, если родители поощряют его активность. Воспитатели нашли в себе силу, мудрость и мужество противостоять традиционной практике, при которой детям по годам, часам и минутам расписывался распорядок жизни, где учиться следовало по строго определенным программам и только под руководством педагогов. Вопреки устоявшимся правилам Никитины закладывали в то время основы родительской педагогики.

В работах самого Никитина — неисчерпаемый кладезь идей будущей интегрированной педагогики, физического и интеллектуального развития, воспитания и социальной адаптации ребенка. Еще в 60-е годы XX века он раскрыл огромные дидактические возможности деловых, «производственных» игр в семейном дошкольном воспитании, использовал методику домашнего театра в решении задач духовного и творческого воспитания, дал множество других приемов и рекомендаций.

В книгах Никитиных, особенно ранних, кое-что кажется спорным, да и сами педагоги в конце жизни пересмотрели ряд своих идей. Но именно под влиянием этих книг думающие родители начинали осознавать, что они и только они, а не сад, не школа и не районная поликлиника несут ответственность за будущее детей, что только в семье могут по-настоящему развиться интеллектуальные и творческие способности ребенка, что только домашнее воспитание может сделать его независимым, самостоятельно мыслящим человеком.

Сегодня уже нет необходимости снимать картинки с деревянных кубиков, чтобы переделать их в соответствии с методикой Никитина: их легко можно купить в магазине. Но не менее важно услышать негромкий голос самого Бориса Павловича Никитина, всю жизнь бескорыстно проповедовавшего любовь и безмерное уважение к детям. И если хоть что-то в педагогической системе начинает сегодня потихоньку меняться, мы обязаны этому человеку и его семье.

На основе личного опыта и анализа документов и опубликованных материалов Никитиным был накоплен большой фактический материал по раннему развитию интеллекта, влиянию школы на интеллектуальные показатели учащихся. В результате многолетних исследований и наблюдений педагог сформулировал фундаментальный «закон необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей». При этом он не только обосновал существование этого фундаментального явления, но и разработал и проверил на практике методы предотвращения его негативного влияния на уровень интеллектуального развития будущих поколений.

Фактически Никитин был одним из немногих педагогов, кто всегда самоотверженно отстаивал права ребенка, неустанно занимался бескорыстной просветительской деятельностью. Руководимый им авторский Центр никитинской педагогики стал для десятков тысяч родителей и педагогов местом настоящего откровения, где открывались новые возможности и перспективы семейного воспитания.

Предложенные Никитиным методы естественного развития, а также развивающие игры позволяют на треть сократить время обучения детей в школе. Освобождающееся время автор рекомендует использовать для обучения детей практическим навыкам и умениям, творческой деятельности. Он выступал с резкой справедливой критикой школьных программ, указывая на необходимость пересмотра до 70 % их содержания, считал планы увеличения сроков школьного обучения недальновидными и губительными, противоречащими природе ребенка с одной стороны и интересам государства — с другой.

Никитиных и сегодня многие называют классиками советской педагогики. На примере собственной многодетной семьи они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку стать самостоятельной, гармонично развитой личностью.

❧ На протяжении сорока лет их семейной жизни и творчества Никитины продолжали научные исследования и педагогическую практику в школах, детских садах и в собственной семье, воспитав семерых детей. Я увидел очень сообразительных «решателей проблем» со свободным и изобретательным мышлением, с хорошо развитым языком. Они обгоняли своих сверстников по школьным программам кто на два, а кто на четыре года. (Н. Амосов)

Условия для самостоятельности детей

Опыт Никитиных подтверждает: родители должны постараться окружить детей такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в них именно то, что в данный момент способно наиболее эффективно развиваться.

В одной из своих книг Борис Павлович писал: «Когда родился наш первенец, мы просто радовались ему и любили каждую свободную минутку быть с ним: играть, разговаривать, смотреть на него и удивляться всему. Он чихнул? Он нахмурился? Он улыбнулся? Но вскоре к этой родительской радости прибавилось любопытство. Почему он плачет по-разному?

Почему он становится напряженным, когда берешь его прохладными руками? Почему он сопротивляется надеванию чепчиков? И т. д. и т. п. А сынишка рос, и вопросов прибавлялось. Мы стали записывать свои наблюдения, предоставляя малышу свободу действий, давая ему возможность самому определять, например, сколько ему есть, когда спать, как долго гулять, — словом, во многом доверились природе. Мы наблюдали и записывали все, что казалось нам наиболее интересным, а потом сопоставляли записанное с тем, что к тому времени удалось уже прочитать, и обнаруживали интереснейшие вещи.

Малыш, оказывается, может гораздо больше, чем об этом пишется в популярной литературе. А когда родился еще один сын, мы стали обращаться с ним так, как научил нас его старший братик: давали ему пальцы, чтобы он мог уцепиться за них своими крошечными пальчиками, и в первую же неделю он мог висеть на них несколько секунд. С первого месяца стали его держать над горшочком, избавили его от всяких платков и чепчиков и разрешили ему лежать голеньким сколько захочет...»

По мнению Никитиных, традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая — это заорганизованность, или сверхзаботливый уход, и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается.

Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Такой подход ведет к так называемому «психологическому голоданию», задержке в эмоциональном и психическом развитии и — в итоге—к умственной отсталости.

В основе системы Никитиных лежит прежде всего труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята — хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.

Первый принцип воспитания «по Никитиным»: свобода творчества детей на занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Предлагать что-то новое — действие или знание — ребенку нужно тогда, когда он проявляет к этому интерес.

Второй принцип : все, что малыш может сделать сам, он и должен делать самостоятельно. Можно, например, при выполнении какого-то задания работать с ним, но не за него. Не подсказывать! Только в этом случае ребенок вырастет самостоятельным, любознательным и инициативным.

Третий принцип: естественное сочетание как физического, так и умственного развития малыша. Благодаря этому методика хорошо подходит как раз для физически ослабленных детей.

И наконец, четвертый принцип : в процессе обучения и развития ребенка важнейшую роль играет совместная деятельность, общая работа. Девочки помогают по хозяйству матери, мальчики — отцу, осваивая при этом навыки ведения хозяйства. Кроме того, такая совместная деятельность — вид эффективного общения, на которое порой просто не хватает времени.

Также, по Никитиным, важнейший стимул для развития малыша — похвала. Поэтому следует не забывать хвалить ребенка за успехи и не акцентировать внимание на неудачах.

Никитины не ставили целью изначально научить своих малышей всему и как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия.

Главным открытием на этом пути было то, что в таких условиях дети очень многое начинали раньше, чем это им предписывалось по всем нормам: к трем годам они начинали читать, в четыре понимали план и чертеж, в пять решали простейшие уравнения, «путешествовали» по карте мира и т. д. При этом они становились самостоятельнее, инициативнее, любознательнее, ответственнее — тоже не по годам. Никитины понимали: знающий человек — это прекрасно, но он должен творчески осмысливать свое дело, свое место в жизни, а для этого необходимо способности и умение применять на практике, в труде, в любой жизненной ситуации.

Принципы обучения по Никитину

◈ Ребенку не навязывается определенная программа обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.

◈ Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.

◈ Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно.

Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.

◈ Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.

◈ Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру.

◈ Если ребенок достиг предела своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить. Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Супругам Никитиным присущи чрезвычайная ответственность, удивительная наблюдательность и поразительная интуиция. Эти качества позволяли и позволяют им находить верные решения даже там, где ученые-специалисты беспомощно разводят руками. (И. Аршавский)

Банкет