Самодельные книжки малышки из бумаги. Как сделать книжку-малышку своими руками — пошаговый мастер-класс с фото. Книжки малышки: животные

Чтобы привлечь внимание ребенка и вызвать у него желание к обучению, можно сделать яркую книжку-малышку своими руками. Для этого потребуется немного времени и материалов. Достаточно вооружиться клеем, ножницами, бумагой и другими простыми вещами, которые найдутся в каждом доме, чтобы подготовить основу для творчества. Стоит отметить, что такие книжечки пользуются популярностью, как у дошкольников, так и у детей младших классов. Различаются они лишь содержимым, которое должно соответствовать возрасту ребенка.

Преимущества книжки-малышки

Развивающая поделка обладает огромным количеством преимуществ:

  • легко складывается, не занимает много места, поэтому ее можно взять с собой в путешествия либо на прогулку;
  • если книжка изготовлена из фетра, ее можно постирать;
  • существует возможность периодически менять страницы, добавлять новые;
  • многофункциональность − в зависимости от содержимого, развивает мелкую моторику ребенка, обучает письму и другим навыкам;
  • при желании из поделки можно сделать целый игровой комплекс, придав ей форму домика, машины и прочего;
  • по книжке из фетра можно играть в игры, сооружать здания и многое другое.

Книжка-малышка для детского сада «Изучаем геометрические фигуры»

Как известно, дети младшего возраста не могут долго сидеть на одном месте, что затрудняет процесс обучения. Другое дело, если делать это в игровой форме. Именно так и воспримут малыши изучение геометрических фигур по яркой книжке-малышке для детского сада, сделать которую легко своими руками из картона и цветной бумаги.

Материалы и инструменты

Сделать оригинальную поделку для детского садика можно из следующих материалов:

  • цветной картон;
  • цветная бумага;
  • клей-карандаш;
  • саморез по металлу;
  • нитки;
  • простой карандаш;
  • ножницы;
  • игла;
  • линейка;
  • шаблоны фигур.

Пошаговый мастер-класс

Сделать книжку-малышку для детского садика поможет инструкция с пошаговыми фото:

  1. Для изготовления понадобится два листа цветного картона. Каждый из них нужно разделить на 6 равных частей.

  2. Разрезать картонные листы по намеченным линиям.

  3. Используя готовый шаблон, вырезать из цветной бумаги разные геометрические фигуры.

  4. Пришло время заняться оформлением книжки-малышки, причем ребенок может делать это своими руками. Взрослые же внимательно контролируют данный процесс. Наклеить вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры на картонные листы в произвольном порядке. Стараться, чтобы на каждом листе были разные фигуры, комбинировать цвета, формы, размеры и прочее.

  5. Из куска картона выполнить шаблон для отверстий, а также корешок для книжки. Ниже приведена схема, как это сделать правильно.

  6. Согнуть корешок при помощи ножниц. Также вырезать шаблон из картона и сделать отверстия в указанных местах саморезом. Они необходимы для ниток, которые скрепят все страницы и обложку между собой. Осталось аккуратно сложить все карточки с наклеенными геометрическими фигурами. Продеть нить, сложенную вдвое, в иглу и осторожно собрать книжку.
    На заметку! Чтобы книжка не распалась, нужно использовать прочную нить. Завязать нить на несколько узлов, лишнее обрезать. Проработать сгибы корешка и страниц ножницами. Получится такая книжка-малышка, как на образце ниже.
  7. Но так как процесс оформления книжки в данном случае предшествовал этапу сборки, в собранном виде она получится такая, как на картинке.

Готовая книжечка поможет детям детсадовского возраста изучить геометрические фигуры и цвета. Мало того, можно дополнительно считать количество элементов на каждой странице.

Книжка-малышка для школы

Обычная бумага является основой многих поделок. Сделать книжку-малышку из нее можно, используя всего один лист формата А4.

Ниже представлен мастер-класс, по которому можно сделать стандартный шаблон книжки-малышки для школы, любой желающий сможет придумать содержимое на свое усмотрение. Например, ученики 1 класса могут изучать с ее помощью буквы и цифры. Для школьников 2 класса, которые уже научились читать, подойдет книга с загадками, ее также нетрудно сделать своими руками. По книжке-малышке ученики 3 класса смогут даже выучить таблицу умножения.

Материалы и инструменты

Чтобы сделать книжку-малышку, понадобятся следующие материалы:

  • лист формата А4;
  • шариковая ручка;
  • ножницы;
  • картон для обложки;
  • клей.

Пошаговый мастер-класс

Итак, делаем шаблон книжки-малышки для школы своими руками:

  1. Лист бумаги формата А4 сложить пополам, как на фото. Развернуть.

  2. Снова сложить лист бумаги пополам, но уже в другом направлении. Развернуть. В результате получился лист с двумя линиями сгиба, перекрещивающихся между собой.

  3. Обе части листа, которые находятся от линии сгиба, сложить пополам. В итоге получатся 8 одинаковых прямоугольников, как показано на фото.

  4. Для удобства можно пронумеровать ручкой страницы книги и отметить на ней точки А и В, как на картинке.

  5. Сделать надрез от точки А до В, а затем сложить, как на фото ниже, чтобы получился ромб.

  6. Нажать с обеих сторон от ромба, чтобы он закрылся.

  7. Согнуть листы, формируя книгу.

  8. Осталось прорезать страницы и наполнить книгу содержимым.

  9. Сделать обложку для книжки-малышки можно из картона и оформить ее на свое усмотрение. Приклеить страницы к обложке.

  10. Обвязать книгу красивым бантом.

Что касается содержимого книжки-малышки, его необходимо подбирать в зависимости от возраста ребенка.

Для учащегося 1 класса подходит книжка-малышка со сказками, алфавитом или по математике с цифрами. Можно оформить ее своими руками с помощью карандашей и красок или вырезать готовые картинки.

Для 2 и 3 класса можно делать книжка-малышка про загадки. Она поможет развить мышление ребенка.

Таким образом, содержимое книги для школы может быть любым. Главное, чтобы оно соответствовало уровню и интересам учащихся.

Идеи для творчества

Создавать книжки-малышки можно абсолютно на разные тематики. Главное, чтобы они были интересны ребенку. Познакомить детей с окружающим миром, временами года, явлениями природы легче на наглядном примере из мягкой книжки-малышки.

Достаточно приложить совсем немного усилий, чтобы создать уникальную и необычную книгу, которая вызовет неподдельный интерес у крохи и желание обучаться чему-то новому.

Существует возможность сделать книгу для мальчика или девочки. Маленьким озорникам, наверняка, будет интересно исследовать каждый потаенный уголок сказочного замка, представив себя отважным рыцарем.

Маленькие принцессы оценят книжку-малышку в розовых тонах названную их же именем.

Ну а исследовать морские просторы на корабле понравится всем детям. Приключения можно придумать самостоятельно, представив себя в роли храброго капитана, который вступает в неравную борьбу с морскими разбойниками и выходит из нее победителем.

Или отправиться в путешествие на веселом паровозике вместе с друзьями – что может быть увлекательнее?

Самым маленьким книжка-малышка должна помочь развивать мелкую моторику. Поэтому ее предпочтительнее шить из фетра с множеством интерактивных деталей.

Ученикам начальных классов книжка должна оказывать помощь в изучении школьного материала. Ее содержимое должно соответствовать уровню развития малыша.

Видео

Необычная книжка-малышка – это личное пространство для игры детей. Там ездят удивительные машины, обитают забавные животные, строятся уникальные дома. Это одновременно футбольное поле, морской вокзал и волшебная страна с множеством приключений.

Если шить книжку-малышку из ткани, все детали должны быть прочно зафиксированы. Особенно это касается мелких элементов, с которыми играет маленький ребенок. Для детей постарше подойдет изделие из бумаги.

Прежде чем приступить к созданию маленькой книги, необходимо подумать, что именно будет интересно ребенку. Одному малышу понравится морская тематика, другой останется в восторге от машин. Правильно сделать книжку-малышку своими руками помогут видео-уроки для начинающих.

Волшебная полка у участниц проекта «Выходные с любимой книгой» наполняется не только спасенными книгами, которые детки прочитали, обыграли и зарисовали в дневник, но и книгами своими руками. Участницы делятся своими идеями по созданию книг со своими детками разного возраста. 6 мастер-классов на любой вкус от книжки-раскладушки, до печатной книги в несколько экземпляров подготовили увлеченные мамы. Уверена, вам приглянется несколько идей и захочется повторить со своими детками.

Книжка – раскладушка «Памятка»

Наша книжка – раскладушка называется «Памятка».

Процесс изготовления:

Длинную полоску бумаги сложили гармошкой. Приклеили обложку. На обложке из готовых наклеек букв выложили название книги «Памятка». Ребенок наклеил животных. В книге 2 разворота с одной стороны и один разворот с другой стороны. Размер готовой книжки получился 105х150 мм. Использованные материалы: бумага, картон, наклейки.

Идей для создания книги было очень много, но ребенок пока не очень любит придумывать сказки, поэтому решили сделать памятку – напоминалку. В ней описали действия ребенка в течение дня, по времени суток. В книги три разворота: утро, день, вечер.

Утро начинается с уборки постели, умывания, чистки зубов, завтрака, поцелуя членов семьи.

Днем мы гуляем, после улицы моем ручки, обедаем, занимаемся. Вечером моем ручки, ужинаем, убираем игрушки, читаем книжки (хотя книги мы читаем в любое время, когда желание появляется), чистим зубки, купаемся и сладко спим.

Иллюстрации подбирали в соответствии с текстом, максимально простые, так как мама рисовала сама. Хоть книжка получилась простая, но сыну она очень понравилась. Мы очень воодушевились и собираем материал для азбуки!

Старчевские Светлана и Андрей 3 года, г. Красноярск

Книжечка с открывающимися окошками для самых маленьких

Процесс изготовления:

  1. Берем лист А4;
  2. Сгибаем его пополам с обеих сторон;
  3. Разрезаем посередине. Согнутая половинка — это и есть страничка;
  4. Делаем таким образом необходимое количество страниц;
  5. Складываем все странички вместе сгибом наружу, а последнюю ставим наоборот — это будет обложка;
  6. Скрепляем степлером.

У нас это были открывающееся окошки, куда Даша наклеивала подходящего зверька (готовые наклейки) и читала, как он говорит. Она же сама и обложку украшала (вырезки из журналов). Позже мы ещё добавим в книгу картинок, подберем каждому зверьку стишок и все раскрасим.

Василенко Евгения и дочка Даша, 4 года, г. Киев

Сказка «Про чудо»

Процесс создания книги занял несколько дней. Сперва мы с Соней придумали и записали сказку про девочку Асю.

Жила-была девочка. Звали ее Ася, и было ей четыре года. На Новый Год Дед Мороз принес Асе много подарков: новую куклу, плюшевую собачку, красивое платье с колготами и волшебную палочку.

Решила Ася испробовать волшебную палочку. Сначала она захотела мешок конфет, взмахнула волшебной палочкой, но ничего не получилось. Тогда Ася произнесла заклинание: «Крекс, фекс, пекс! Хочу много красивых бантиков и заколок!», но опять ничего не вышло. «И вовсе она не волшебная,» — расстроилась Ася и убрала палочку в коробку со старыми игрушками.

На улице, тем временем, испортилась погода. Посреди зимы все начало таять, появились лужи и слякоть. Возвращаясь домой с работы, мама Аси промочила ноги и заболела. У нее поднялась температура, и заболело горло. Мама лежала в постели, и ей было так плохо, что она даже не могла поиграть с Асей.

Тогда Ася решила испечь малиновый пирог, чтобы вылечить маму. Она взяла поваренную книгу, нашла рецепт, но вот незадача: Ася не умела читать и не знала, сколько нужно класть муки, масла, сахара и яиц! Ася уже была готова заплакать, как вдруг вспомнила про волшебную палочку. Она побежала в свою комнату и отыскала палочку среди старых игрушек.

Потом она взяла палочку и сказала: «Палочка, пожалуйста, помоги мне испечь пирог для мамы. Я очень хочу, чтобы мама выздоровела!» И тут палочка вся засветилась, заискрилась, и всё вокруг – поваренная книга, миска, ложка, венчик, скалка – ожило! Вместе они помогли Асе замесить и раскатать тесто, выложить начинку и поставить пирог в духовку.

Когда пирог испекся, Ася отнесла маме самый вкусный кусочек с чашкой горячего чая. Мама съела пирог, и ей сразу стало лучше, потому что испечен он был с любовью!

Потом я напечатала текст на компьютере, а муж распечатал на работе. Сказка напечатана на листах А4 в альбомной ориентации, поэтому готовая книга получилась размером А5. Тираж небольшой — всего две штуки. Один экземпляр иллюстрировал дедушка, а второй — Софья лично. Обложки выполнены из бумаги для скрапбукинга. Сшиты книги при помощи скрепок.

Ольга Силина с дочерью Софьей Нефедовой 4,5г., г. Москва

Книга про приключения Муравья и Кузнечика

Мастерили мы книгу, чтобы пополнить нашу волшебную книжную полку.

Михаилу 6 лет и он самостоятельно сочинял свои приключения. После опыта с Хрустиком я решила совсем не вмешиваться в процесс создания авторской книги и только записывала его мысли, иногда лишь помогала с активным использованием словаря, то есть в подборе синонимов и прилагательных. Получилось у него необычно и я терпеливо записала.

Приключения Муравья и Кузнечика

Зима в лесу. Кузнечик и Муравей спят в своих домиках.

С наступлением весны они просыпаются и идут навстречу друг другу, так как они очень соскучились после зимы. При встрече они очень радуются и идут играть в веселые игры в лесу, на полянке.

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

А когда наступило лето, к Муравью на день рождения приехал старый друг Ученый Жук и рассказал им, что знает птицу Лилу, которая летает высоко, выше облаков, и ей известно, что далеко за лесом находится высокая гора, на которой живет волшебный Дракон.

Два друга решили отправиться в поход, чтобы познакомиться с Драконом. Как стало известно, он дышит волшебным огнем и тот огонь исполняет целых 18 желаний! Друзья приготовили для него подарки: золотое кольцо с когтем волка, корзинку лесных ягод и сказочный цветок в виде колокольчика, пыльца которого поднимает настроение и рассказывает сама сказки.

Кузнечик и Муравей долго шли по лесу, переночевали в пещере, дошли до водопада, спустились на лодке, сделанной из палочек, искупались в озере, вышли на поляну и заметили необычный цветок с фиолетовыми листиками. Они таких нигде никогда не видели. Приподняв лепестки, друзья заметили там волшебную палочку и камень-валун с отверстием. Они «втыкнули» ее туда, палочку стало засыпать и она превратилась в рычаг.

Кузнечик предложил нажать на палочку, и сразу после этого действия перед ними выросла гора, на вершине которой показался замок Дракона.

Муравей и Кузнечик стали подниматься к замку, зашли в него и обнаружили очень грустного Дракона, сидящего в кресле.

Дракон удивился приходу необычных и нежданных гостей. Он никогда раньше не встречался с такими существами. Они разговорились и Дракон рассказал, что очень одинок, с ним никто не дружит. Все думают, что он злой и плохой. А на самом деле он любит делать добрые дела и помогать.

Говоря о добрых делах, Муравей и Кузнечик вспомнили про подарки и вручили их дракону. Ему они очень понравились. Дракон пригласил своих новых знакомых попить чай с тортом, приготовленным из молочных облаков, и украсил его подаренными ягодами. Им вместе было очень весело и интересно, но пора было прощаться и отправляться в обратный путь. Друзья договорились, что встретятся снова и будут теперь вместе играть и приходить друг к другу в гости.

Затем мы отдали старшей сестре (13 лет) нашу рукопись для иллюстрирования. Таким образом она получила задание, а папе отнесли на корректировку стилистических ошибок. (Но я просила его сильно не судить и не менять «стиль» Миши, дабы сохранить его язык). После всех мероприятий я получила все подготовленное для верстки. Напечатала, внесла иллюстрации (дочка их набросала из интернета) и распечатала на принтере.

Далее мы с Михаилом собирали книгу, склеивали, выбирали обложку и детали скрепления. Получилась у нас книга половинка формата А4, (я печатала двумя столбиками). Сначала хотели твердую обложку, а потом Миша увидел фетр и захотел еще и мягкую. В итоге двойная обложка, снаружи фетр, внутри плотный картон. Сами страницы склеены, обложка и книга соединены декоративным шнуром.

Нам очень понравился процесс, который мы растянули не спеша аж на три дня, творили по вечерам. Теперь наша книга занимает достойное место на волшебной полке и Миша очень трепетно к ней относится, да и с гордостью.

Светлана Радионова и сын Михаил 7 лет, г. Санкт-Петербург.

Сшитая книга со стихами

Книгу мы мастерили не впервой. Техники обычно используем разные. В этот раз решили книгу шить. Но обо всем по порядку.

Первым делом Яромир написал рассказ. Получилось вот что:

Одна Лиса покушалась на Ежа.
Он в траве своей лежа,
Свернулся, как клубок.
А Лиса увидела грибок,
Шла к нему и на Ежа наступила.
Громко завыла.
Лапу прищемила.
Ёжик быстренько — к реке,
и на тот берег, что вдалеке…
А Лиса догнать не смогла.
Села и заплакала…
И в перелесок опустилась мгла…

Заодно повторили, что такое рифма и как ее сочинять.

Потом сын с некоторой моей помощью набрал текст на компьютере и распечатал его.

Затем подобрали картинки. Просмотрели работы Яромира, выбрали подходящие: лису, ежика, грибки, перелесок с буреломом, нашлась даже картинка, как еж плывёт. Их мы отсканировали, уменьшили до нужного размера и распечатали на цветном принтере.

Когда контент был подобран, приступили к производству самой книги. Книжную тетрадь сделали из обычных листов А4, сложив их пополам – получился формат А5.

Добавили картонную обложку – вырезали чуть больше по размеру самих листов. Затем все это прошили нитками. Таким образом, книга была почти готова. Осталось оформить обложку. Выбрали для обложки зеленый флис. Вырезали кусок ткани под обложку с припуском 1,5 см. Обрезали уголки, загнули их и на двусторонний скотч приклеили к картонной обложке. Затем пришили к лицевой части обложки бумажный шильдик с названием книги и именем автора. И приклеили к обратной стороне обложки, специально оставленные для этих целей свободные листы книжного блока. Обложка получилась прочной и в то же время мягкой и приятной на ощупь.

Книга готова. Осталось ее наполнить. Яромир вырезал из распечаток картинки и строчки из стихотворения. Скомпоновал их на страницах книги и приклеил клеем-карандашом.

Процесс получился довольно трудоемким, учитывая, что все ребенок делал либо сам, либо активно помогал. Зато результат порадовал ребенка. Яромир был горд своим творением. Долго разглядывал ее сам. А потом с удовольствием побежал показывать книгу папе.

Анастасия Калинкова и Яромир 4 года, г.Санкт-Петербург.

Книга про ёжика

Мы решили сделать книгу про ёжика, который собирал яблоки. Поскольку ребята у нас маленькие, то использовала картон, его проклеили бумагой. Ножницами сделала дырки и сплела косичку из ниток для скрепления страниц книги.

Потом наклеили картинки, которые разрисовали ребята, и мама написала текст. Самое сложное было писать карандашом по картону, приходилось сильно нажимать на карандаш. Книга еще не доделана, вечером мальчики помогут дорисовать и доклеить картинки.

Изготовление книги заняло часа 4, но я предварительно обдумала, какие материалы будем использовать и где взять картинки. Часть картинок мы использовали, которые ребенок делал в садике. Нашла подходящие картинки для раскрашивания из имеющихся. Я обычно распечатываю по 9 страниц на листе, получается удобный формат. Текст придумали уже под картинки.

Процесс изготовления книги понравился, ну а детям нравится читать такую книгу. И почему мы раньше не делали такие книги? Обязательно повторим.

Оксана Демидова, Федя 4 г. и Аня 1,3г., г. Санкт-Петербург.

А теперь варианты для самых маленьких! Создать книжку со сказкой «Теремок» под силу даже малышам. Вот как это делали участницы «Сказочного Калейдоскопа» в одном из творческих заданий.

Книжка-сказка «Теремок»

Мы решили сделать книжку по сказке «Теремок», т.к. она одна из самых любимых. Сам теремок представляет собой домик из кирпичиков (ценников), крыши (треугольник из цветной бумаги) и забора (из спичек).

Страницы оформили по-разному — карандашными рисунками (лес, где заблудилась Маша), аппликацией (домик медведя), вырезками из журналов, интернета (Маша и Медведь, пенёк) и даже из коробки от овсяной каши (чтобы показать, какую кашу Маша готовила для Медведя). На некоторых страницах написали слова, т.к. дочка уже очень интересуется буквами, ищем букву А в словах.

Больше всего дочке нравятся портреты деда и бабы в начале книжки, смеется, закрывает-открывает страницу помногу раз.

Анна Попова и дочь Евфросиния 1 г., 7 мес., г. Санкт-Петербург.

А вы делаете с детьми книжки своими руками? Расскажите в комментариях!

Шибанова Ирина

Мастер класс

Работа над созданием книжки-малышки - это очень увлекательное занятие, которое комплексно воздействует на развитие ребенка:

Способствует развитию творчества дошкольников;

Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета;

Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

Синхронизирует работу обеих рук;

Формирует усидчивость, умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

В ходе творческой деятельности дети делают множество открытий, добивается личных достижений. Полученный результат - первая и очень важная ступень детского творчества.

Материал: цветной картон, листы бумаги формат А4 (можно разных цветов, старые раскраски или детские журналы, клей-карандаш, ножницы.

Описание процесса изготовления книжки-малышки:

1. Сначала делаем страницы. Для этого берем цветные листы бумаги А4 складываем пополам (вдоль) и разрезаем по линии сгиба.

2. Край листа промазываем клеем и склеиваем. В зависимости от толщины книжки таких листьев может быть 2-3-4.

3. Длинное полотно из бумаги складываем по типу гармошки.





5. Промазываем края обложки клеем и вклеиваем заранее приготовленные страницы.



6. Теперь приступаем к оформлению книжки. Придумываем название и пишем или приклеиваем на обложку.




8. Книжка-малышка готова!


Другие варианты книжек-малышек, в которых станицы можно скрепить тесьмой.




Желаю удачи и творческих успехов!

Как сделать своими руками детскую книжку для малышей из картона и бумаги, фотографий и ткани? Как ее использовать для развития ребенка? Какие развивающие книжки можно сделать своими руками из подручных материалов?

Детские книжки, изготовленные своими руками, имеют разные задачи и делаются из разных материалов. Самые распространенные виды таких книжек – это:

1) Книжка из картона и бумаги — познавательная развивающая книжка для маленьких.

2) Фотокнижка.

3) Текстильная развивающая книжка.

Первый вид самодельных книжек — детская книжка из картона и бумаги.

Первая книжка для ребенка, которому только исполнится или скоро исполнится годик, должна состоять из крупных, четких, ярких, легко узнаваемых предметных картинок. Лучше всего если в одной книжке будут объединены картинки по одной теме. Например, «Еда», «Фрукты», «Игрушки», «На чем мы ездим» (самолет, поезд, машина, автобус, кораблик), «Зверюшки», «Птицы», «Мой день», «Зима», «Мебель», «Посуда», «Моя кукла» (разные действия – есть, спать, одеваться и т.д.). «Какая бывает погода» (солнышко, дождик, лужа, снег, ветер, голубое небо, тучи на небе).

Для самых маленьких хороши и самодельные книжки про конкретного животного или игрушку. Например, книжка-самоделка «Мой Мишка» может состоять из серии картинок: 1) мишка (Кто это? Где у мишки ушки? Глазки? Лапки? Животик? Ротик? Что мишка держит в руках? Да, мячик! Мишка с мячиком играет! Он бросает мячик: бум-бум-бум! Как мишка мячик бросает? Бум-бум-бум! А как мячик прыгает? Прыг-прыг-прыг! Какой мишка? Большой, пушистый, веселый); 2) действия мишки (Картинки с разными действиями: Что делает мишка? Спит, ест мед, ходит по лесу, сидит на полянке); 3) что любит мишка (мишка и малина, мишка и мед); 4) где живет мишка (мишка в лесу)

К сожалению выпускаемые издательствами книги для малышей под названием «Первые слова» чаще всего на одном развороте книжки содержат 10-20 или даже более мелких картинок по одной теме. Такие книжки подходят детям постарше, но не самым маленьким. Поэтому первые развивающие тематические книжки для знакомства ребенка с окружающим миром обычно делают мамы.

Где взять картинки для изготовления детской книжки своими руками?

1.Очень хороши для таких книжек современные рекламные буклеты различных магазинов или кафе, из которых можно вырезать фотографии. Предметы в рекламных буклетах изображены ярко, четко, привлекательно, реалистично, на контрастном фоне.

2.Можно использовать и картинки из раскрасок. Маленькие дети любят как цветные, так и черно-белые изображения, поэтому в книжке могут быть и те, и другие (кстати, по данным исследований, взрослые предпочитают в книгах исключительно цветные изображения в отличие от малышей).

3.Для первых книжек об окружающем мире можно брать готовые крупные реалистические картинки из журналов, распечатывать картинки и фотографии из Интернета на фотобумаге или цветном принтере.

4. Очень хороши картинки из календарей. Тем более, что календари после окончания года чаще всего выбрасываются. Можно поспрашивать их у знакомых.

4.Не бойтесь рисовать сами! В детстве у меня не было красивых развивающих книжек с множеством декоративных интерактивных элементов. Но у меня было иное – у меня была «мамина книга» из писем мамы для меня – маленькой девочки — в картинках. Мама рисовала мне предметы, людей, зверюшек (это были нераскрашенные контуры, переведенные ей из раскрасок и рисунков для вышивки), подписывая под картинками вопросы. Внизу картинок мама писала короткие стихи и рассказы. Я ей отвечала тоже картинками – письмами. Особенно часто такая наша «переписка в картинках» происходила, когда меня отправляли на все лето из города с бабушкой и дедушкой. Тогда я рисовала маме картинки-ответы на ее «письма», а бабушка их подписывала. До сих пор люблю рассматривать эти картинки! А как я их в детстве обожала – не передать словами! Мамины картинки и мамины книжки – живые в отличие от готовых фабричных, они «проспособлены» под интересы конкретного ребенка, его настроение в данный момент времени. Они учитывают события, которые происходят в жизни ребенка «здесь» и «сейчас». Поэтому мамину книжку ничем не заменить! Сейчас понимаю, какой огромный вклад моя мама внесла тогда этими своими простыми картинками в мое развитие. И это может сделать любая мама, ведь ребенок не оценивает художественные способности, для него важно совсем другое!

5. Еще один вариант получения нужных картинок для изготовления книжки своими руками — сфотографировать эти предметы и распечатать фотографии, вставив их в альбом.

Общаясь с детьми, обучая их, я тоже стала делать такие книжки. Как индивидуальные – для конкретного ребенка, так и общие (я их называю «самодельная библиотека»), которые можно передавать для чтения в другую семью и использовать многократно.

Как сделать развивающую книгу об окружающем мире для малыша?

Вариант 1. Детская книга из фотоальбома.

  • Купите фотоальбом на 36 фотографий размером 10Х15 см. Фотографий в альбоме не должно быть много, поэтому толстые альбомы лучше не покупать.
  • Вырежьте из плотного белого картона карточки 10Х15 см.
  • Наклейте на карточки картинки по выбранной теме.
  • Вставьте карточки в альбом.

Мне этот вариант нравится тем, что всегда можно достать нужные карточки и использовать их потом для игр с малышом.

Для прочности можно карточки заламинировать или покрыть пленкой с помощью негорячего утюга.

Для более старших детей можно будет делать такие книжки с сочинениями ребенка – его рассказами, загадками, сказками. Для самых маленьких – это предметные картинки с подписями.

Вариант 2. Детская книга в папке с файлами.

  • Купите папку с прозрачными файлами.
  • Возьмите листы картона А4. На них наклейте крупные картинки по теме. Можно наклеивать картинки и на двустороннюю цветную бумагу или цветной картон.
  • Вложите листы с картинками в папку. Между ними для прочности положите еще один лист картона.

Здесь могут быть варианты оформления:

  1. На одном листе – одна крупная картинка для рассматривания с подписью.
  2. На одном листе – одна крупная картинка плюс несколько мелких картинок, связанных с ней по теме. Например, крупная картинка – уточка с утятами плавает в озере. Мелкие картинки (они располагаются в правой колонке вертикально) – уточка, утенок, озеро, игрушечная уточка.
  3. На одном листе – крупная картинка плюс маленький рассказ (или стихотворение, или диалог в стихах об этом предмете, или простая загадка).
  4. Для детей постарше – 2 – 4 лет. На одном листе картинка данного предмета или игрушки, фото ребенка с этой игрушкой или предметом, распечатанный на принтере стихотворение или рассказ. Дети просто обожают такие индивидуальные книжки, в которых используются их фотографии!

Книга из папки с файлами также очень удобна тем, что всегда можно заменить одни листы на другие (например, с более сложными заданиями для ребенка по этой теме) или использовать отдельные листы в играх и беседах, достав их из книжки.

Вариант 3. Детская книга из альбомных листов.

  • Возьмите 8-10 альбомных листов, согните их пополам.
  • Сшейте посередине.
  • Можно сделать по-другому: выполнить дыроколом отверстия в листах и перевязать ленточкой (но учтите, что книга должна легко открываться и в открытом состоянии не складываться обратно, поэтому ленточку надо завязывать свободно).
  • Приклейте картинки на выбранную тему на альбомные листы. Напишите текст.

Недостаток такой книги – это ее непрочность. Поэтому книгу из альбомных листов лучше делать ребенку не раньше 2 лет и рассматривать ее вместе с малышом.

Вариант 4. Книга – альбом.

Купите обычный альбом для рисования с прочной картонной обложкой. На обложку приклейте картинку по теме и подпишите название альбома. Вклеивайте в него картинки на выбранную тему, выписывайте высказывания детей, записывайте стишки, песенки, загадки, рисуйте сами и вклеивайте рисунки ребенка или фото его лепки и конструирования. Такой альбом растет вместе с малышом. Вот на первых страничках первые слова малыша о первой картинке, первая песенка, которую он очень любит. Затем уже рассказ. А вот ребенок уже смог нарисовать что-то на эту тему! А теперь ему 4 года, и он сочинил самостоятельно загадку. А потом и сказку. А вот и математическую задачку придумал! А это – мамины задания для ребенка, вклеенные на отдельный лист. А вот – раскраска, распечатанная папой!

Для такого альбома нужно выбирать тему, которую любит конкретный ребенок. Для девочек это может быть альбом «Моя любимая кукла», для мальчиков – альбом о любимых машинах: игрушечных и настоящих. Могут быть и универсальные темы – например, темы о природе. Для старших дошкольников тема альбома может быть связана с Вашим семейным проектом — исследованием: «какие бывают моря»? Или «как к нам книга пришла»? Или «история нашей семьи».

Второй вид детских книжек, изготовленных своими руками — детская развивающая фотокнижка.

Фотографии ребенка и его близких обладают колоссальным потенциалом в развитии малышей. Но почему-то мы так привыкаем к картинкам, что зачастую этого потенциала просто не видим. Например, по привычке делаем пальчиковый или настольный театр только из изображений сказочных героев. А ведь такой театр может быть сделан с использованием фотографий ребенка и его семьи. Их можно приклеить на палочки или на цилиндры и разыгрывать много разных бытовых сценок, придумывать сказки. Малыш с радостью узнает своих родных и себя и участвует в таких инсценировках! А это очень благоприятно сказывается и на атмосфере в семье, и на развитии его речи!

Фотографии ребенка, его мамы и папы, братиков и сестричек, бабушек и дедушек можно и нужно использовать для изготовления развивающих книжек для детей раннего возраста.

Самодельная книжка с фотографиями – это переходная ступенька от бытового разговора с мамой к восприятию литературной речи. Ведь мама или бабушка, сделавшая книгу – это ее автор! А в книжке уже не обойдешься простыми словами и жестами, нужна развернутая речь! Такая самодельная книжка подталкивает маму и малыша вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них, строить развернутые фразы.

Как сделать фотокнижку своими руками?

  • Сделайте книгу любым из предложенных выше способов и вставьте в нее фото себя и ребенка.
  • Первую страницу сделайте обложкой. Напишите там название книги, автора. Приклейте или нарисуйте картинку, из которой будет понятно содержание книги (чтобы малыш всегда смог узнать по картинке, что это за книга и о чем она).
  • Далее на развороты книги приклейте фотографии и напишите текст.

Текст в фотокнижке очень важен. Тогда разные взрослые, старшие братья и сестры, читая ее, будут читать одни и те же слова и будут знать, что говорить малышу. Ведь это – книга. А не просто альбом с фотографиями!

Фотографии должны быть большого размера, чтобы на них были ясно видны предметы.

Текст должен быть коротким из 3-5 простых предложений. В дальнейшем Вы всегда сможете дописать текст ниже и ввести в него новые детали. Но это должны быть красивые предложения с яркими образными словами. Примеры текстов Вы найдете в статье «Читаем малышам 1-2 лет», которую я сейчас готовлю для сайта.

Здесь возможны два варианта оформления: а) Можно на левую страницу разворота книги приклеивать фотографию, а на правую страницу писать текст. б) Можно вверху страницы приклеивать фотографию, а внизу писать текст.

Даже самого маленького ребенка можно привлечь к изготовлению такой книжки. Например, попросив его принести нужное фото: «А где наша собачка ав-ав? Вот она! Собачка как говорит! Собака лает ав-ав!», «А где наша Мурка? Как она говорит? Мяу! Вот наша кошечка Мурка!» Или попросить подать карандаш (этим мы учим понимать слова «на», «дай», «возьми», «положи», «отнеси»).

Когда малыш подрастет, можно будет посоветоваться с ним при изготовлении фотокнижки: «Какого цвета будут буквы?» (а заодно вспомнить цвета), «Какую картинку мы возьмем – маленькую или большую? (и вспомним о размерах), «Какую картинку об игрушках мы приклеим в альбом?» (пусть выберет из нескольких), «Где здесь ягоды? Отбери ягоды для следующей странички» (и малыш отберет фотографии ягод из имеющихся фото разных ягод, овощей, фруктов). А когда малышу будет уже три-четыре года, то вполне можно сделать фотокнижку вместе с ним в подарок бабушке или дедушке. Пусть малыш придумает подписи к фотографиям, а Вы их запишите.

Тематика самодельных фотокнижек для детей.

Тематика таких фотокниг может быть различной. Она зависит прежде всего от возраста и конечно, от интересов ребенка. Вот примерные темы:

Наша кошка/собака/попугай (их действия, любимая еда, как человек ухаживает за животным – например: собака на прогулке, папа кормит собаку, Рома играет с собакой, собака виляет хвостом, сидит, бегает, спит, лает, встречает с работы взрослых, выполняет команды)

Мои игрушки. Можно сфотографировать, как ребенок с ними играет. А еще интереснее для ребенка будет, если Вы сфотографируете для фотокнижки сценки-минирассказы: кукла (мишка, зайка) спит, кукла ест, кукла гуляет, кукла принимает гостей, куклы пляшут, кукла играет на барабане, кукла нарядилась, кукла познакомилась с клоуном, кукла рисует, кукла упала и другие. Сюжет всегда интересен малышу. Придумайте об этих фотографиях маленькие рассказики.

Совет из моего опыта: не выкладывайте сразу же все сюжеты в книжку! Часть из них Вы сможете использовать как сюрприз для малыша в дальнейшем! Иногда, когда малыш не засыпает, достаточно сказать, что когда он проснется, то увидит что произошло с игрушками в новой сказке! И он быстро засыпает! А после сна Вы достаете заранее заготовленный лист фотокнижки и читаете новую историю про знакомые игрушки!

Наши игрушки. Такую фотокнижку хорошо сочинять целой группой детей с трех лет и старше. Каждого ребенка фотографируют со своей любимой игрушкой в ходе игры. Рядом с его фотографией в книжке может быть:

1) картинка этой игрушки,

2) рассказ об этой игрушке ребенка,

3) раскраска,

4) стихотворение об игрушке

5) сказка об игрушке.

Такую фотокнигу можно передавать для чтения из одной семьи в другую, делиться с друзьями малыша.

Наш день — день всей семьи от пробуждения, завтрака и умывания до вечерней сказки и засыпания. В этой фотокнижке малыш усвоит представления о частях суток – утро, день, вечер, ночь.

Времена года. Примерные картинки.

Весна – малыш в резиновых сапожках на улице, малыш играет с корабликом, цветущие деревья во дворе, птицы на дереве.

Зима – слепленный снеговик, малыш на новогоднем празднике, мама на коньках в парке, папа на лыжах, малыш катается с горки.

Лето – на даче у бабушки, цветы во дворе, малыш купается в речке или море, ягоды в лукошке.

Осень – фото листьев и золотых деревьев, малыш с листочками, бабушка с грибами, урожай на даче.

Как я расту. Фото мамы и папы до рождения малыша. Фото новорожденного ребенка. Фото как он ползает, как он начал ходить. Фото бабушки и дедушки с ребенком. Первые слова и предложения.

Если фотокнижка сделана с душой и интересом, то малыш возвращается к ней снова и снова! Так и должно быть! Такая книга может обновляться, дополняться постоянно вместе с ростом ребенка.

Третий вид книжек — мягкая детская книжка из ткани.

Мягкие текстильные книжки, изготовленные своими руками, предназначены прежде всего для развития мелкой моторики ребенка. Их преимущество – прочность и безопасность для ребенка, экологичность материалов, привлекательность для детей и учет индивидуальных особенностей малыша. Ведь каждая такая книжка уникальна!

Чаще всего в мягких книжках используются:

  • звучащие элементы (пищалки, шуршалки, колокольчики, бубенцы),
  • разные наполнители (горох, гречка, синтепон, бусины, семена, камушки, крупная бусина, вшитая вовнутрь детали) для развития тактильных ощущений ребенка,
  • предметы и геометрические фигуры разного цвета, формы и размера,
  • готовые аппликации с персонажами,
  • разного вида застежки (молнии, пуговицы, карабины, кнопки, крючки, липучки, шнуровки)
  • разная фактура материалов – флис, хлопок, лен, шерсть, шелк, бархат, шнуры, тесьма, бахрома.

Мягкие книжки используются для сенсорного развития ребенка раннего возраста и развития речи.

Книжка может быть как тематическая, так и состоящая из разных сюжетов.

Идеи для детских развивающих мягких книжек:

1.Солнышко. Шьется центр из двух круглых деталей. Между деталями по кругу вшиваются нити и шнурки разной толщины и из разных материалов. Такому солнышку можно заплетать косички, завязывать бантики, закреплять резиночки.

2.Аналогичный элемент можно сделать и как осьминожку. Только ребенок будет украшать его щупальца. Вовнутрь можно вложить звуковой элемент.

3.Разноцветные бабочки. Шьется игровое поле, поделенное на квадраты (4 квадрата для первых игр, в дальнейшем игру можно дополнить новыми цветами и их оттенками). Каждый квадрат своего цвета – один желтый, один синий, один зеленый, один красный. Шьются бабочки этих же цветов: две желтые бабочки (большая и маленькая), две – синие (большая и маленькая) и так далее. Бабочки хранятся в цветных карманчиках того же цвета (по принципу: желтые – в желтом карманчике).

Вовнутрь каждой бабочки вшиваются наполнители. Получаются пары бабочек по звуку. Например, маленькая синяя бабочка и большая желтая бабочка имеют один наполнитель — целофан и шуршат.

Ребенок играет с бабочками по сюжету, предложенному взрослым – «Проснулась красная бабочка (ребенок достает бабочку из красного кармашка), полетела со всеми здороваться. Прилетела к синему домику (ребенок перемещает бабочку к синему квадрату). Тук-тук! Доброе утро! Здравствуй! Залетай к нам в домик!.. «

Примерные сюжеты для игры с бабочками:

  • Бабочка полетела в гости.
  • Спрячь бабочку от дождя (называем цвет бабочки и цвет домика).
  • Маленькие бабочки потерялись. Отведи их домой.
  • Найди пару (пару можно искать по цвету — большая желтая бабочка рядом с маленькой желтой или по звуку)
  • Одна или много (одна бабочка полетела, много бабочек полетели, одна присела на цветочек…).
  • Большие и маленькие.
  • Прятки (бабочка спряталась на цветок, под дерево, за домик…)

4.Зверюшки и люди – аппликации на липучке. Можно разыгрывать с ними диалоги, придумывать сказки.

5.Спираль – круг пришивается по спирали (персонаж — улитка или раковина), внутрь вкладывается бусина. Ребенок по спирали перекатывает бусину.

Крупные бусы на шнуре – пришитые к страничке «счеты».

Съемные картинки для классификации по цвету, форме, размеру, назначению (например, а) подобрать воздушный шарик того же цвета к контуру, б) с «бельевой веревки» снять одежду и положить одежду девочки в одну корзину, а одежду мальчика в другую, в) расставить игрушки на полках (выше – ниже),

Елка. На елку можно пришить пуговицы. Они похожи на разноцветные новогодние игрушки, и одновременно можно пристегивать к пуговицам контуры игрушек из фетра. Пуговицы должны быть разного цвета, фактуры, формы.

Поезд. Вагончики можно расставлять по цвету, рассаживать в них разные персонажи.

Важно, чтобы все действия малыша с любой развивающей мягкой книжкой, сопровождались диалогом с мамой. Например, по поезд мама рассказывает сказку: «Жил – был веселый паровозик. И он очень любил петь песенку. Ту-ту – пел паровозик. Как он пел? Туту – повторяет малыш. Прибежала к паровозику мышка-норушка: «пи-пи-пи, пусти меня покататься!». Кто прибежал? Мышка! Как мышка говорит? Пи-пи-пи! — Садись, мышка, поедем! — Ту-ту-ту — поехал паровозик. Вдруг пошел дождь кап-кап-кап (ребенок достает капельки из тучки, играет с ними и говорит «кап-кап-кап»). Испугалась мышка и спряталась в вагончике (нужно закрыть окошко на паровозике) Где мышка? Дождик прошел, выглянуло солнышко (ребенок прикрепляет солнышко)…».

Именно в интересном общении со взрослым в ходе игры и заключается развивающий эффект мягких книжек! Просто дать в руки ребенка книжку недостаточно! Надо постоянно вести развитие малыша вперед, показывая новые игровые возможности, помогая ребенку открывать новые и новые характеристики знакомой книжки, обозначать словом новые качества и действия, новые персонажи.

Вот несколько идей для мягких развивающих книжек, адресованных детям раннего возраста и сшитых своими руками.


Желаю всем вдохновения! И если сшить книжку может не каждая мама, то сделать первые два вида детских книжек своими руками доступно всем! Успехов!

Много полезной и интересной информации о развивающих занятиях для детей в раннем возрасте Вы можете найти в статьях:

Банкет