Как понять что новорожденному не. Как понять, что нужно малышу? Все, что душеньке угодно…

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Многие мамы беспокоятся, что в первые дни после родов у них нет молока и малыш останется голодным. Насколько этот страх обоснован?

Прежде чем ответить на этот вопрос, замечу: у женщин возникает достаточно разных опасений в послеродовой период. Ребенок и мама учатся понимать друг друга, привыкают к новой жизни. Что касается опасения, будто малыш будет голодать в первые 3−5 дней, — это заблуждение. Дело в том, что у здорового, физиологически зрелого ребенка в первые несколько дней жизни вообще нет пищевой потребности, у него еще не работает желудочно-кишечный тракт.

Но ведь любая мама знает, что ребенок тянется к груди, прикладывается к ней и пытается сосать. Разве это не значит, что малыш голоден?

Как ни странно, нет. Потребность в еде просто путают с так называемым сосательным рефлексом. Смысл сосания для малыша заключается в том, что его рот чем-то заполнен, ребенок получает приятные тактильные ощущения. Выходит, что примерно через каждые полтора часа малыш испытывает потребность в сосании, а не в еде. Маме совершенно не стоит переживать, что у нее нет молока. У нее еще до родов начинает выделяться молозиво. И оно по капельке растворяется во рту малыша, как вкусное, сладковатое гомеопатическое средство. Разумеется, это касается только здоровых детей. В других случаях решение о режиме кормления принимает врач.

Выходит, что сигнал, который подает ребенок, мама просто неверно понимает?

Да, это действительно так. Более того, есть и другие сигналы, которые могут ввести женщину в заблуждение.

И какие же?

Например, в первые дни после рождения у малыша по‑другому работает терморегуляция кожи. Когда ему холодно, сосуды расширяются, и ребенок краснеет. Дыхание тоже работает не так, как у взрослых. Мы произносим звуки на выдохе, а новорожденный — на вдохе во время плача. Он одинаково выражает любое свое состояние. И именно поэтому маме не очень понятно, что происходит с ребенком. Малыш просто физиологически не способен подать правильные сигналы: кажется, будто он хочет есть, а он всего лишь желает сосать, кажется, будто ему жарко, потому что он покраснел, но ему холодно. Мама думает, что ребенок плачет, потому что голодный, но его всхлипывания могут значить все что угодно. Многие считают, что самое главное в первые недели — это наладить режим сна и питания для малыша. По моему мнению, самое важное — научиться понимать, что происходит с ребенком.

Кстати, обычно мамы стараются создать идеальную тишину, чтобы ребенок побольше спал. Верно ли они поступают?

К сожалению, это стремление не совсем отвечает потребностям малыша. И вот почему. Сон ребенка в первые месяцы жизни — особенный, пренатальный. Короткие периоды сна и бодрствования(по 15−20 минут) постоянно чередуются. Новорожденным не свойственно такое состояние: полностью отключиться и спать несколько часов подряд, ничего при этом не слышать, не ощущать запахи и прикосновения мамы. Он может просыпаться, не открывая глаз, и слышать то, что происходит вокруг.

И вот когда мама видит, что ребенок спит, старается создать вокруг идеальную тишину, оставить его одного в темной комнате, это, наоборот, вызывает у новорожденного чувство тревоги. Напротив, когда мама тихо разговаривает, приглушенно работает телевизор, малыш ощущает ее прикосновения. Он понимает, что все в порядке, и спокойно отдыхает.

Верно ли, что мама должна жить в режиме ребенка: отдыхать, когда он спит, и бодрствовать, когда он проснулся. Но это же сложно для взрослого человека!

Режим мамы и малыша, безусловно, должен совпадать. Но мудрая природа позаботилась об этом: к концу беременности у женщины начинают меняться ритмы сна, она даже может начать жаловаться на бессонницу. На самом деле такой неустойчивый и поверхностный сон — важная адаптивная функция мозга. Беременной женщине не стоит долго лежать в одной позе, и благодаря такому сну она может чаще переворачиваться, менять позу. Но самое важное — «материнский сон», как его назвал известный британский педиатр и психоаналитик Дональд Винникот, совпадает с ритмами сна новорожденного. В таком состоянии мама замечает, что происходит с ребенком: дышит ли он, бьется ли его сердце, улавливает даже запах. Именно поэтому так важно, чтобы малыш спал в одной комнате с мамой, иначе она тоже начнет тревожиться, когда не может уловить сигналов от малыша.

Не у всех мам получается жить в одном режиме с ребенком. Ведь часто они вынуждены днем заниматься еще какими-то делами — приготовлением еды, стиркой, уборкой.

Одна из главных ошибок мам — это стремление сразу после родов перейти к привычному ритму жизни: днем заниматься какими-то делами, а ночью — спать. Но ребенок так не может. Он часто просыпается ночью, его нужно кормить, брать на руки, уделять внимание. Возникает обычная ситуация: пока днем малыш спит, мама занимается своими делами, устает и хочет выспаться ночью. Но ей это не удастся!

В итоге мама перенапрягается и не может обеспечить ребенку общение и тесное взаимодействие тогда, когда ему нужно, — в те моменты, когда он активен. Для малыша важно, чтобы мама проявляла к нему внимание и днем, и ночью в одинаковой пропорции. Когда мама старается ночью спать, ребенку не хватает внимания, и что он начинает делать? Правильно, кричать, требовать его. Днем же сигналов от мамы поступает предостаточно, малыш много отдыхает, пресыщается ими. Так и возникает ситуация, когда говорят: ребенок перепутал день с ночью. Постепенно он сможет плавно перейти к нормальному режиму: ночью станет больше спать, потому что свет выключен и гораздо тише, чем днем.

Жизнь в одном режиме с малышом поможет научиться понимать его потребности?

Конечно. Интересно, что на самом деле женщина отлично понимает состояние ребенка — ведь во время беременности она чувствовала, как он шевелится, благодаря гормонам понимала его настроение, ощущала, как бьется его сердце. Вся эта информация, пусть и неосознанно, но осталась в мозгу. Жизнь в совместном режиме помогает женщине всего лишь« перекодировать» эти знания: теперь она держит ребенка на руках, а эмоции может распознавать благодаря мимике и издаваемым звукам. Еще в 80-х годах ученые провели исследования, результаты которых показали: те мамы, что были внимательны к своим новорожденным детям, могли различать плач малыша и определять, чего ребенок хочет. Более того, анализ сонограммы плача продемонстрировал, что дети у таких мам действительно плачут по‑разному, то есть понимают, как взрослый человек реагирует, и подают ему нужный сигнал. Этот процесс называют« взаимным научением», а мам, понимающих своих детей в таком маленьком возрасте, — «компетентными». Уже к полутора месяцам малыш начинает демонстрировать первые коммуникативные умения — смотрит в глаза, улыбается. Именно тогда возникает конструктивный диалог между матерью и ребенком, и становится гораздо легче.

То есть необходимо приготовиться к тому, что первые 6 недель после родов будут сложными?

На самом деле уход за ребенком — не такая уж тяжелая работа. Однако мама все равно устает и психологически, и физически. Ведь малыш весит около 4 килограммов и быстро начинает прибавлять в весе. Необходимо приготовить еду, постирать, покачать ребенка на руках. Только выработка грудного молока отнимает около 20% всех физических ресурсов. Так вот, мама должна отдыхать физически, и этот отдых — забота всей семьи. Когда малыш спит, маме лучше заниматься тем, чего она действительно хочет: тоже поспать, почитать, поесть. А не бежать и готовить ужин для мужа. Конечно, современные молодые семьи часто живут вдалеке от бабушек и дедушек, папы много работают, и женщина остается дома одна с ребенком, поэтому найти время для отдыха сложно, но это необходимо. Важно разделять две вещи: материнство и хозяйство. Материнство — это то, что женщина дает своему ребенку непосредственно в общении с ним. Тогда ее материнская компетентность будет расти. А когда женщина будет стирать и готовить, пусть и для ребенка, лучшей мамой она не станет. Об этом должна помнить вся семья при подготовке к первым полутора месяцам после родов.

А в чем заключается психологический отдых?

Дело в том, что материнство требует постоянной включенности всех психических систем в процесс воспитания. Постоянное внимание, повышенная ответственность за жизнь беспомощного существа выматывают, истощают. Чтобы отдохнуть полноценно, необходимо разделить ответственность с близкими. Малыш — не только мамин ребенок, но и папин, и бабушкин и дедушкин внук. Они могут поиграть с ним или просто помочь маме по хозяйству. Нужно обязательно организовать для женщины отдых не менее получаса в день — без ребенка. Но при этом мама должна быть абсолютно уверена, что с ним все в порядке. Например, папа, придя с работы, может пойти погулять с малышом. В коляске он чувствует себя защищенным, его укачивает, как раньше в животе у мамы. Не важно, кто катит коляску. Главное, чтобы мама оставалась дома, а с малышом уходили. Если женщина оставляет ребенка, пусть и с тем, кому доверяет, у нее через 15 минут развивается сепарационная тревога, и речи об полноценном отдыхе идти не может.

ТЕКСТ: Юлия Арбатская

Эмоции — это особый язык, который малыши используют для общения с миром. Как понять, чего хочет ребенок до года и как правильно отреагировать на его действия? Ответ вы найдете в этой статье.

При воспитании малыша важно иметь в виду, что эмоции играют важную роль в формировании его характера. Мы рассмотрим основные эмоциональные состояния детей от 0 лет до 1 года и возможную реакцию на них взрослого человека.

Крик и плач — “Помоги мне!”

Крик — первая эмоция человека. У новорожденного крик и плач — естественный способ привлечь внимание взрослых.

Эмоциональная связь мамы и ребенка играет важную роль в формировании мышления крохи. Например, когда мама откликается на плач и кормит малыша, в его сознании возникает визуальный образ: “Я плачу, и меня кормят”. Многократное повторение этого опыта позволяет запомнить причинно-следственную связь. Теперь малыш будет плакать, когда захочет есть, чтобы привлечь внимание мамы. Точно так же он визуализирует другие свои потребности.

Мама учится лучше понимать ребенка, откликаясь на его зов. Очень скоро на определение причин плача у нее будет уходить совсем мало времени.

Игнорировать плач новорожденного нельзя: это вредит развитию мышления, ведет к разрыву эмоциональной связи матери и ребенка и может способствовать развитию детских неврозов.

Как успокоить плачущего малыша?

В первые дни жизни мама и ребенок привыкают друг к другу. Мама учится определять его потребности. Наиболее частая причина плача — голод, но могут быть и другие причины. Чтобы успокоить малыша, устраните причину плача. После этого обнимите ребенка и успокойте. Некоторым малышам нравится, когда их качают на руках, некоторых лучше успокаивает мамин голос.

Частые причины плача новорожденного:

  • Голод

Легче всего определить, когда малыш голоден. Для этого кончиком чуть согнутого мизинца коснитесь уголка рта ребенка: если он хочет есть, то будет тянуться за пальцем и открывать рот.

  • Нехватка внимания

Больше общайтесь с младенцем, когда он бодрствует, тогда эту причину можно будет исключить.

  • Ему холодно или жарко

Температуру легко определить, пощупав запястья ребенка. Если они холодные, малыша нужно одеть теплее. Если запястья потные и горячие, снимите слой одежды.

  • Пора поменять пеленки

Сделайте это при необходимости. Не допускайте появления раздражения на коже ребенка.

  • У малыша что-то болит

Частая причина плача — боль в животе. Из-за несовершенства желудочно-кишечной системы у малышей часто бывают колики. Эта напасть не проходит быстро, но с ней можно справиться в домашних условиях при помощи массажа или теплой (не горячей) грелки, обернутой полотенцем. Чтобы предотвратить появление боли в животе, в перерывах во время кормления и после него подержите ребенка на вашем плече вертикально несколько минут. Это также предотвратит срыгивание молока, которым страдают многие дети.

Самые маленькие дети выражают криком и плачем одновременно страх и недовольство. Например, если при купании вода была слишком холодной или горячей, ребенок может плакать при одном виде ванночки.

Появление первых зубов — большой стресс для крохи. Ребенок плачет, не понимая причины боли. В этом случае ос обенно эффективен прорезыватель — кольцо с жидкостью внутри. Его охлаждают (но не замораживают) в холодильнике и дают погрызть малышу. Холодная поверхность облегчает боль. Если вашему ребенку нужен прорезыватель, вы можете приобрести его в нашем магазине .

Улыбка младенца — способ сказать “мне хорошо”

В возрасте до 3 месяцев общение с дружелюбно настроенными, улыбающимися взрослыми очень важно для социализации малыша. Будьте уверены, он получает удовольствие от общения.

Ребенку может быть от 2,5 месяцев, когда он начинает улыбаться, смеяться. С появления первой улыбки начинается период младенчества.

Бурная реакция на появление мамы, сопровождаемая улыбкой, означает появление первой социальной потребности — потребности в общении. Начинается процесс, который психологи называют комплексом оживления.

Сначала малыш улыбается при виде лица мамы, затем в 3-4 месяца начинает узнавать знакомых, но несколько теряется при виде незнакомых людей. А бывает так: для того, чтобы малыш улыбнулся вам, нужно всего лишь улыбнуться ему первым.

Наслаждайтесь улыбкой ребенка, кому бы она не предназначалась! Если он кому-то улыбается, значит, этот человек ему нравится.

Удовольствие и отвращение — “Это я люблю, а это — нет”

Итак, спектр эмоций малыша продолжает расширяться. Раньше он сразу начинал плакать, если вода в ванночке была слишком холодной или горячей, а теперь уже может морщиться, если ему неприятно. Появились такие эмоции, как удовольствие и отвращение. С этого момента он обязательно даст вам знать, если ему что-то не нравится!

Нелюбимая и невкусная еда заставит личико малыша скривиться, лакомство — зажмурить глаза от удовольствия. Если настаивать на том, чтобы невкусная еда была съедена, ребенок начнет кричать и плакать: так он выражает несогласие и возмущение. Ту же реакцию вы получите, если ребенок уже наелся; еда слишком холодная или горячая. Если младенец недоволен, выясните причину.

Любопытство — “Я хочу это исследовать!”

Тяга к исследованию окружающего мира у детей врожденная. Примерно в 3 месяца младенец начинает активно изучать происходящее вокруг. Здесь очень важно проявлять к нему внимание, играть с ним.

Игры с маленькими исследователями

Можете попробовать поиграть в прятки для младенцев. К таким играм относят “Где наш малыш?”, “Ку-ку”, “Находилки”.

“Где наш малыш”: Игра для социализации. Закройте лицо ладонями, как будто вы не видите ребенка. Спросите: “Где наш малыш?”, затем уберите руки от лица и улыбнитесь ребенку, будто вы его нашли: “Вот он!”. Этот простой вариант пряток очень нравится деткам.

“Ку-ку”: Игра только для вас двоих. Спрячьтесь недалеко от малыша. Прячьтесь так, чтобы он проследил за вами взглядом: когда вы пропадете из поля зрения, ребенок будет ждать вашего появления и не испугается при неожиданном появлении. Выгляните из-за укрытия и скажите “Ку-ку”. Каждое такое появление будет сопровождаться радостным возгласом малыша.

“Находилки”: в 5-6 месяцев малыш сможет искать игрушки, которые вы демонстративно прячете. Главное — несколько раз наглядно продемонстрировать принцип игры. При находке игрушки выражайте радость, тогда ребенку захочется повторить действие за вами.

Удивление — “Ого!”

Примерно с трех месяцев ребенок начинает удивляться: это реакция на неожиданное событие. С этой эмоцией связана игра “Что это?”. Эмоциональная реакция ребенка поможет усвоить новую информацию.

“Что это?”: Познавательная игра на узнавание предметов и живых существ. Покажите ребенку вещь и спросите: “Что это?”. Дайте ему рассмотреть, пощупать вещь. Затем назовите ее. Например, “Это мишка!”. Со временем можно перейти к свойствам предмета, когда малыш их изучает: “Мишка мягкий”.

Второй вариант игры для детей постарше — спрятать вещь. “Это мишка?” — спрашиваете вы. Малыш заинтригован. “Да, это мишка”. Малыш улыбается, узнав игрушку.

Можно показать незнакомую вещь (к примеру, кубик) и предложить ребенку соотнести ее с знакомой (плюшевый мишка). “Это мишка?” — спрашиваете вы, и тут же даете ответ, — “Нет, это кубик!”. Дайте удивленному малышу пощупать кубик и опишите игрушку простыми словами. Затем дайте ему знакомого плюшевого медведя, чтобы он сравнил игрушки.

После такой игры ребенок будет лучше понимать свойства объектов. К концу первого года малыш стремится к совместным действиям. Благодаря совместным играм и подражанию вашему поведению он понимает 10-20 слов. Большинство детей к концу первого года произносят свое первое слово.

Сосредоточенность — “Я внимательно за тобой наблюдаю”

Иногда ребенок внимательно вас изучает. Ручки и ножки малыша лежат спокойно: кажется, что он задумался. Такое состояние лучше всего подходит для обучения.

Поиграйте в пальчиковые игры, например, в “Ладушки”.

Предоставьте малышу время для самостоятельного изучения свойств предметов. Самостоятельное обучение важно для его развития. Вы можете дать ему погремушку или безопасное зеркальце, запустить вращающийся модуль с разноцветными подвесными игрушками и включить спокойную красивую музыку.

Эти полезные элементы сочетают в себе развивающие коврики для младенцев. Лежа на таком коврике, малыш может рассматривать разноцветные игрушки, тянуть за безопасные элементы (на резинках) и колечки, играть с погремушками, слушать мелодии музыкального модуля. Посмотреть ассортимент развивающих ковриков и приобрести их можно у нас на сайте .

Страх и гнев

Проявляются у малышей от полугода до 9 месяцев. Крайняя степень выражения этих эмоций — плач и крик.

Если малыш пугается, важно окружить его вниманием, чтобы страх не перерос в фобию. При этом важно понимать, где кончается страх и начинается нехватка внимания, чтобы малыш не начал делать вид, что боится всего на свете. Почитайте ему сказки о храбрых персонажах, приведите пример храбрых людей, которых ребенок уже знает.

Гнев проявляется в виде приступов агрессии и возникает как ответ на внешний раздражитель. Чтобы ребенок не стал агрессивным, нужно выявить раздражитель и постараться его исключить. Когда малыш подрастет, его можно будет научить владеть своим поведением.

Ребенок от 9 месяцев до года копирует поведение взрослых: если он проявляет гнев, значит, кто-то из взрослых вел себя подобным образом. Малыш это увидел и решил, что может вести себя так же. Б ез успокаивающей беседы ребенок может продолжить в порыве негодования кидаться игрушками, сочтя такие действия нормальными.

Тревога, печаль и разочарование

Тревога, печаль и разочарование также проявляются у детей в возрасте от полугода до 9 месяцев.

Ребенок до года часто стесняется или даже боится незнакомых взрослых. Между 7 и 11 месяцами он начинает выражать тревогу и грусть при разлуке с родителями и родными. Важно объяснить карапузу, что родные его любят и по возможности будут рядом. Расскажите ребенку простыми словами о том, куда вы уходите, например, “в магазин” или “на работу”. Он должен успокоиться и быть уверенным, что вы вернетесь.

Малыш может выражать разочарование, когда у него отнимают игрушку и грустить, если на него не обращают внимание. Как с этим справиться? Поймите проблему карапуза. Если он хочет внимания, уделите ему время. В случае с игрушкой проявите ласку и скажите, что он вернется к игре с новыми силами после перерыва на еду или сон.

Общение с ребенком должно доставлять родным и близким удовольствие. Мы надеемся, что благодаря этой статье вы сможете лучше понять малыша и быстрее найти с ним общий язык.

Постоянное беспокойство кормящей матери, переживающей, не голодает ли ребенок, нередко приводит к тому, что она начинает докармливать его и допаивать. В результате того, что грудничка начинают реже прикладывать у груди, снижается стимуляция нервных окончаний в сосках и выделение гормонов, регулирующих выработку и отделение грудного молока. В итоге, лактация, действительно, начинает снижаться.

В данной статье вы сможете найти квалифицированные ответы на вопрос – «как понять, что малышу не хватает молока?».

Известный педиатр Е.О. Комаровский, говорит, что ложная тревога матерей о том, что их младенец недоедает, часто становится причиной необоснованного введения докормов. На вопрос, как понять, что не хватает грудного молока, Комаровский отвечает, что признаки недостаточной лактации бывают вероятные (то есть их появление может быть связано и с другими причинами) и достоверные.

Союз педиатров России в пособии по естественному вскармливанию детей, поясняя кормящим женщинам, как понять, что в груди мало молока, также говорят о вероятных и достоверных признаках недостаточной лактации.

Вероятные признаки недостаточной лактации:


Появление одного или нескольких из вышеперечисленных признаков может быть следствием недостаточного образования и (или) выделения молока. Однако они могут встречаться и в других ситуациях: необходимость частых прикладываний к груди, длительность сосания могут быть связаны с индивидуальными особенностями младенца. Так, слабому, недоношенному ребенку требуется больше времени и сил, чтобы получить необходимое количество молока при сосании. Причиной беспокойства малышей в перерывах между кормлениями может быть повышенное газообразование в кишечнике и другие нарушения. А изменения характера стула могут свидетельствовать о проблемах с пищеварением и пр. Как понять, что грудничку не хватает грудного молока? Для этого нужно знать о достоверных признаках недостаточной лактации.

Достоверные признаки недостаточной лактации


Итак, как определить, что ребенку не хватает грудного молока? Необходимо оценить ситуацию комплексно. Скорее всего, при реально существующем недостатке лактации будут наблюдаться и вероятные и достоверные признаки. Для того, чтобы определиться с тактикой дальнейшего кормления малыша, важно посоветоваться с педиатром. Также можно обратиться к грамотным специалистам по грудному вскармливанию.

Эффективно ли контрольное вскармливание?

Долгое время, для ответа на вопрос «как понять, что ребенку хватает грудного молока?» использовался такой метод, как контрольное вскармливание. Его суть заключается в том, что младенца взвешивают до и после кормления (если ребенок помочился, взвешивают вместе с пеленками и подгузником, чтобы учесть потери жидкости). Разница в весе малыша до и после кормления считается равной весу съеденного им молока. Однако сегодня достоверность контрольного вскармливания, как метода, позволяющего безошибочно выявить недостаточность лактации, все чаще подвергается сомнению.

Почему же эта методика перестала считаться достоверной? Потому что по результатам одного кормления невозможно судить об объеме вырабатываемого и выделяемого молока, так как количество молока, которое высасывает ребенок, может существенно меняться от кормления к кормлению . Как сообщают эксперты ВОЗ «ребенок потребляет разное количество молока при каждом кормлении. Состав молока изменяется, и по весу молока вы не сможете определить, богато ли молоко жирами или же в его составе много воды. Кроме того, процедура взвешивания может заставить мать волноваться, что приведет к задержке или угнетению лактации, в результате чего ребенок получит меньше молока, чем обычно» .

Также стоит учесть, что контрольное вскармливание, чаще всего проводится в поликлинике, в обстановке непривычной как для матери и ребенка, что увеличивает стресс у обоих и влияет на результаты.

Российские педиатры и диетологи в качестве альтернативы традиционному контрольному вскармливанию предлагают проводить контрольные взвешивания ребенка в течение суток . В Национальной программе оптимизации вскармливания детей РФ сообщается, что «Окончательный вывод о недостаточной лактации может быть сделан на основании результатов взвешивания ребенка в домашних условиях после каждого кормления в течение суток («контрольное» взвешивание)» . Считается, что подобный подход позволяет избежать стресса, связанного с нахождением в непривычных условиях, а измерение веса младенца в течение суток позволит объективнее судить о состоянии лактации.

Тем не менее, большинство врачей и специалистов по грудному вскармливанию во всем мире сходятся во мнении, что при поиске ответа на вопрос «как понять, хватает ли ребенку молока?» наиболее объективным является анализ прибавки веса младенца (в первые шесть месяцев жизни не менее чем на 500 г. за месяц.) Именно этот признак считается наиболее достоверным для оценки уровня лактации у матери.

Эксперты ВОЗ считают, что для оценки уровня лактации можно проводить еженедельные взвешивания малыша (более частые взвешивания признаны неинформативными).

Список использованной литературы:

  1. Комаровский Е.О. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников»/М.: Эксмо, 2016 г.
  2. Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста/ Методические рекомендации ВОЗ для Европейского региона с особым акцентом на республики бывшего Советского Союза. 2003 г.
  3. Пособие по естественному вскармливанию детей/ Санкт-Петербургское отделение Межрегионального общественного объединения «Союз педиатров России». 2011 г.

Вы можете задавать вопросы (ниже) по теме статьи и мы постараемся на них квалифицированно ответить!

В первый месяц-полтора после рождения малыша своеобразный стресс испытывает не только новорожденный, но и его родители.

Мало того, что перестраивается весь их ритм жизни, так ещё нужно найти общий язык с младенцем, который и разговаривать-то не умеет. Единственный доступный способ заявить окружающему миру о своих желаниях, страхах, дискомфорте для малыша - это плач, но как же понять, что именно означает этот плач?

Поначалу может показаться, что определить потребности только родившегося человечка просто невозможно. Однако, в первую очередь, не стоит пугаться. В первую очередь, руководствуйтесь принципом прислушиваться к своему ребёнку и чутко улавливать любые изменения в его настроении.

Со временем вы поймёте, что малыш не всегда плачет одинаково. В его голосе можно отличить разные интонации: плач вашего малыша может быть требовательным (скорее всего в этот момент он голоден), а может быть тревожным (возможно, что-то его могло напугать или вызвать беспокойство) или зовущим (ведь в первые дни жизни малышу необходимо постоянно чувствовать присутствие мамы).

Чаще всего если малыш плачет, то в голову приходит мысль, что возможно он хочет есть. Если он кричит требовательно, громко, протяжно, попробуйте его накормить.
Однако малышу может быть просто скучно и так он зовёт маму, чтобы просто с ней пообщаться. Обязательно поговорите с ребёнком, возьмите его на руки, тогда он успокоится.
Для того чтобы наладить хорошее взаимодействие с ребёнком, чаще с ним разговаривайте, улыбайтесь ему, показывайте свои эмоции. Считается, что уже в первые дни своего появления на свет ребёнок начинает подражать маминой мимике. А уже через несколько месяцев ваш малыш будет повторять за вами и некоторые звуки.

Если же вашему малышу очень холодно или, наоборот, слишком жарко, обратите внимание на такие факторы, как температура кожи груди, спинки или животика, если они холодные и, тем более, если ребёнок икает, то укройте малыша теплее. Если же заметна потница, то стоит переодеть ребёнка во что-то более лёгкое.
Кстати, необходимость менять подгузник также может сопровождаться икотой, ведь мокрые пелёнки способствуют охлаждению тела, потому обязательно после замены подгузника накройте малыша тёплым одеялом.

Бывает также, что малыш просто устал и капризничает, тогда вам не помогут ни кормление, ни игрушки, ни пеленание. В этом случае всё, что нужно ребёночку - это хороший сон.
Если раз в день, примерно в одно и то же время ребёнок начинает плакать, при этом прижимает ножки и ручки к животику, то наверняка у него начались колики. Помассируйте малышу живот, приложите тёплую грелку, обёрнутую полотенцем, укачайте его.

Совсем другое дело, если малыш, действительно, заболел. Этот плач вы вряд ли с чем-то спутаете. Ребёнок может плакать без перерыва несколько часов, а уж если его рыдания сопровождаются повышением температуры и рвотой, без промедления вызывайте врача.

Как видите, нет ничего страшного в том, что ваш малыш пока не может связно объяснить, что же он хочет и что его волнует. Он общается с вами при помощи крика, плача, агуканья. Всё, что требуется от вас - только внимательное относиться к своему малышу и любовь.

Карина Шургучинова

Редактировать