Семья в римском праве. Римское право,брак Заключать законный римский брак

Брак (matrimonium) – «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава» (Модестин).От брака следует отличать конкубинат- дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patria potestas. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.

Виды законного римского брака:

cum manu mariti – брак с властью мужа, в силу которой жена (uxor) поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа;

sine manu mariti – брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. В отличие от конкубината обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по давности. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом дав-ностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею (Законы XII Таблиц).

Cum manu и sine manu mariti различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т. д.), так и по существу (содержание имущественных и личных отношений супругов).

16. Понятие вещи и ее классификация.

Юридическая классификация вещей частного права

1. "Вещь - означает все то, что представляет собой некоторое

единство и имеет имущественную ценность" (Д.50.16.1.23). "Наименованием вещи охватываются как права, так и юридические отношения" (Д.50.16.23).

2. "Наиболее общим образом вещи делятся на две части: одни являются вещами божественного права, другие человеческого" (Д.1.8.1).

Вещи божественного права находились вне частного права. Существовало три вида таких вещей: священные, святые и религиозные. Эти вещи не могли входить в состав чьего-либо имущества.



"Священные вещи - те, которые посвящены богам обществом" (Д. 1.8.6.3). К этому виду вещей относятся прежде всего храмы. При этом, даже после разрушения священного здания, земля, на которой оно находилось, оставалась священной.

Место делает религиозным любое лицо, если хоронит умершего на своей земле. К данному виду вещей относятся, кроме участков земли, также гробницы, домашние божки, изваяния предков и т п.

Святым являлось то, что защищалось от противоправных действий людей. "В собственном смысле мы называем святым то, что защищено санкцией (неприкосновенно); так законы являются святыми, так как защищены санкцией" (Д. 1.8.9). В число таких вещей входят, например, городские стены.

Вещи человеческого права разделялись на публичные и частные.Публичные вещи не входили в состав чьего-либо имущества, апри-надлежали некоей совокупности граждан. Публичными вещами являлись театры, стадионы; раб, принадлежавший общине; гавани, реки и пользование их берегами. Совокупность граждан, которой могли принадлежать публичные вещи, была политической (муниципия), а не частной (товарищество, корпорация).

В соответствии с римским правом были также вещи общие для всех в силу их естественного права: воздух, текучая вода, море, его берега.

3, "Вещи частного права ~ это те, которые принадлежат отдель

ным лицам" (Д.1.8.1).

Главным делением вещей по римскому праву было различение

телесных и нетелесных вещей.

Нетелесные вещи - "те, которые не могут быть осязаемы; та-ковыте вещи, которые заключаются в праве (являются правом), такие какнаследство, узуфрукт, обязательства, заключенные каким-либообразом" (Д. 1.8.1.1).

Телесные вещи - "те, которые могут быть осязаемы, как-то: земля,раб, платье, золото, серебро, и, наконец, другие бесчисленные вещи"(Гай Инст.2.13). Телесная вещь может быть простой (плуг), может состоять из отдельных вещей, каждая из которых может являться отдельным объектом права (корабль), а может состоять из совокупности вещей (ожерелье).

Недвижимые вещи - земельные участки и все то, что с ними

неразрывно связано и не может быть отделено без существенного повреждения. Сюда относятся здания, растения. Движимыми вещамимогут быть любые вещи, не отнесенные

к числу недвижимых. Среди них в римском праве выделялись

вещи, осуществлявшие движение собственной силой. К делимым вещамотносятся те вещи, которые могут быть разделены без их уничтожения или существенного повреждения, приводящего к уменьшению ценности (значимости в обороте). Неделимые вещи соответственно составляют целое, которое при разделении теряет все или большинство своих полезных свойств.

К потребляемым вещам относятся те, которые в процессе ихис-пользования исчезают. Непотребляемые вещи могут длительное время участвовать в гражданском обороте, а их износ происходит постепенно, растягиваясь во времени.

К манципируемым вещам относилось наиболее ценное имущество (земля, рабы, скот), и поэтому его отчуждение осуществлялось в усложненной форме - в виде манципации.

Манципация проходила в строго установленной форме с обяза-тельнымучастием не менее пяти свидетелей. Пропуск какоголибо слова (детали), отсутствие одного из свидетелей и т. д. являлись достаточным основанием для признания сделки не-действительной, даже если она была уже исполнена.

Остальное имущество (вещи) относилось к разряду неманципируемого и могло отчуждаться без всяких формальностей путем простого вручения приобретателю.

Вещи, находящиеся в обороте, Вещи, изъятые из оборота.

Главная вещь самостоятельно участвует в обороте, принадлежность же следует судьбе главной вещи; если последняя передается, то вместе с ней передается и ее принадлежность.

a. находящиеся в обороте – res in commercio (частные лица могут совершать сделки)

b. изъятые из оборота – res extra commercium (сакральные, публичные, общие – воздух…)

5. Самостоятельный вид вещей – плоды (fructus):

a. цивильные – fructus civiles – тот доход, который вещь приносит ее собственнику (раб: по договору найма приносит доход = цивильный плод собственника вещи)

b. натуральные – fructus naturales – то, что дает сама вещь (молоко, шерсть, любой приплод от домашних животных.

"Брак, или так называемый матримоний, представляет собой союз мужчины и женщины, предполагающий общность жизни". Данное определение закреплено в Институциях Юстиниана (1.9.1). Классический юрист Модестин характеризует брак как "союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божественном и человеческом" (D. 23.2.1).

Из приведенных определений видно, что римляне признавали моногамный брак.

Они различали настоящий, законный римский брак, в который могли вступать только лица, имевшие iusconubii. Только от такого брака дети считались законными и подлежали отцовской власти, имели право наследования.

Союз между лицами, не имевшими iusconubii, являлся незаконным браком. Он не имел указанных выше правовых последствий, хотя и дозволялся законом.

Постоянный союз мужчины и женщины без обоюдного намерения вступить в брак назывался конкубинатом. Данное сожительство имело место в тех случаях, когда брак между определенными категориями лиц в силу норм цивильного права был невозможен.

Сожительница (конкубина) не разделяла социального состояния сожителя. С развитием права дети от конкубината получают некоторые права.

Сожительство между рабами, между рабами и свободными вообще не имело никакого значения.

Чтобы брак был признан действительным, имеющим юридическую силу, он должен был отвечать определенным условиям.

Римский юрист Ульпиан писал: "Брак является законным, если между теми, кто его заключил, существует право на законный брак, если и мужчина, и женщина достигли брачного возраста, если получено их согласие как лиц "своего права" или же если они являются подвластными лицами, то и согласие их родителей" (Ульпиан, Ер. 5.2).

Право заключения законного брака (iusconubii) первоначально принадлежало только римским гражданам и latiniveteres.

В разные исторические периоды законами вводились различные ограничения для заключения некоторыми лицами законного брака.

Так, до Закона Канулея 445 г. до н.э. были запрещены браки между патрициями и плебеями. До Закона Августа 18 г. до н.э. был запрет на браки между вольноотпущенниками и свободнорожденными.

Препятствием к заключению брака являлось родство по прямой линии без ограничений и по боковой с различными ограничениями в зависимости от изменявшегося законодательства.

Запрещались браки между сенаторами и либертинами, сенаторами и актрисами; между опекуном и подопечной; между правителем провинции и жительницей этой провинции; между лицами, из которых хотя бы одно дало обет целомудрия.

Браки, заключенные в нарушение установленных запретов, подлежали аннулированию. Никаких правовых последствий такие браки не влекли.


В постклассическом праве термин iusconubii теряет свое значение и перестает употребляться.

Брачный возраст был установлен с 12 лет - для женщин, с 14 лет - для мужчин. Согласие на брак в древнейшее время требовалось от домовладыки и жениха в том случае, если он являлся personasuiiuris. Позже стало требоваться согласие подвластных жениха и невесты, их домовладык, а со стороны жениха дополнительно согласие того лица, под отеческой властью которого он мог оказаться в случае смерти paterfamilias. Позже в ряде случаев детям было предоставлено право вступать в брак и без согласия paterfamilias.

Заключению брака предшествовала помолвка, которая, по определению Флорентина, "есть предложение и обещание будущего брака" (D. 23.1.1). Совершалась она посредством двух стипуляций. Как писал Ульпиан: "Помолвка (sponsalia) так называется от слова обещать (spondere); поскольку у древних был обычай стипулировать и через торжественное обещание приобретать себе жен" (D. 23.1.2). Заключалась она между paterfamilias невесты и женихом или его paterfamilias. В случае нарушения соглашения виновный мог быть подвергнут наказанию за нанесенный ущерб.

В постклассический период при помолвке была введена практика внесения залога или свадебного задатка.

По Юстинианову праву расторжение помолвки без достаточного основания влекло за собой для виновного имущественную ответственность в виде потери данного задатка или обязанности возврата задатка в двойном размере.

Виды брака. Формы заключения брака. Древнейшим браком, характерным для патриархального строя, был cummanu. Жена в этом браке подпадала полностью под власть мужа или его домовладыки, если муж был подвластным лицом. Это распространялось как на ее личность, так и на ее имущество. Юридически она становится дочерью. Она перестает быть агнаткой своей прежней семьи и становится агнаткой мужа и его семьи.

Как указывал Гай, "переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплею" (Гай, 1.110).

"Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно супругою, сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа..." (Гай, 1.111). Этот способ называется usus.

"Конфареационным образом женщины вступают во власть мужа черезнекоторого рода священнодействие, которое совершается невестой и при котором употребляется пшеничный хлеб, - почему этот торжественный обряд брака называется также confarreatio" (Гай, 1.112). Этот обряд совершался в присутствии 10 свидетелей и жрецов, сопровождался торжественными словами. Это религиозный акт. Применялся он в среде патрициев.

"Что касается "купли", то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, т.е. на основании символической продажи, в присутствии на менее пяти свидетелей из совершеннолетних римских граждан, а также весовщика, покупает жену тот, под чью власть она переходит" (Гай 1.113). Этот способ называется coemptio. Возник он в среде плебеев, впоследствии став общим.

Законы XII Таблиц указывают на существование другого брака - sinemanu, при котором жена не находилась под властью мужа. В Таблице VI закреплено, что "женщина, не желавшая установления над собой власти мужа [фактом давностного с нею сожительства], должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение [ею]". Это должно было повторяться ежегодно. При этом брак sinemanu не менял юридического положения жены. Она сохраняла свое прежнее семейное положение, продолжая оставаться personasuiiuris, если была таковой до брака, или оставалась подвластной своему отцу и была юридически чужой своим детям и мужу. В браке sinemanu она оставалась агнаткой своей прежней семьи. В имущественном отношении жена не зависела от мужа.

Возникнув позже брака cummanu, брак sinemanu в течение 200-300 лет существует параллельно ему. Во 2-й половине республики брак sinemanu становится преобладающим, а в эпоху классических юристов - единственным видом брака.

В позднейшее время он заключался путем простого соглашения вступающих в брак, после чего жена переселялась в дом мужа.

Отличие брака sinemanu от конкубината состоит в том, что он заключался с намерением создать семью, воспитывать детей.

До того как было введено Львом Философом в новелле 89 церковное венчание, было иногда трудно доказать, что заключен брак. Законами Феодосия II и Валентиниана III было установлено, что если в сожительство вступают лица равного общественного положения, то в случае сомнения исходят из того, что они заключили брак.

Прекращение брака

Основаниями прекращения брака являлись как объективные причины, так и субъективные. К первым относились: смерть одного из супругов; лишение свободы одного из супругов (плен, рабство), причем только брак sinemanu считался прекращенным; лишение гражданства одного из супругов; изменение семейного положения одного из супругов, при котором невозможно вступление в брак. К субъективным относился развод.

Свобода развода существовала в римском праве на всем протяжении его истории.

Расторжение брака cummanu было возможно только по инициативе мужа (в случаях измены, пьянства, бесплодия жены) в форме, обратной той, в которой он заключался: confarreatio - в форме обряда diffareatio; coеmptio - в форме remansipatio.

Расторжение брака sinemanu допускалось по соглашению сторон и по одностороннему волеизъявлению любого из супругов.

Никакой особой формы не существовало, но по законодательству Августа расторжение брака должно было быть объявлено в присутствии семи свидетелей в виде вручения разводного письма.

Со временем причины расторжения брака стали влиять на его последствия, что выразилось в имущественных потерях.

В постклассическом праве вводятся правила развода. Известны два вида развода: с неблагоприятными последствиями и без таковых. Первый вид делился на беспричинное одностороннее расторжение и расторжение по вине другого супруга (измена, тяжкое уголовное преступление, посягательство на жизнь супруга, сводничество, аморальный образ жизни). Второй вид делился на развод по взаимному согласию и развод по воле одного супруга при наличии оправдательных причин. Такими причинами были обет целомудрия, уход в монастырь, неспособность иметь детей.

Виновный в разводе утрачивал приданое, его могли подвергнуть ссылке, заключению в монастырь, ему могли запретить вступать в новый брак.

При одностороннем разводе на супруга, давшего развод, налагались тяжелые штрафы. Такие же последствия были установлены для супруга, вина которого послужила причиной одностороннего развода.

Вступление во второй брак в постклассический период требовало соблюдения некоторых правил: вдова могла повторно выйти замуж не ранее 10 месяцев, а впоследствии - 12 месяцев.

В случае нарушения этого правила она подвергалась штрафу и ограничивалась в наследовании.

Также были введены ограничения с целью ограждения интересов детей от первого брака.

Понятие семьи. Эволюция семейных отношений

Определение семьи (familia) дал известный римский юрист Ульпиан (D. 50.16.195.1-2).

Он указал, что этот термин "имеет различные значения, так как может относиться и к вещам, и к лицам". Он также различал семью в узком, или строгом, смысле (proprioiure) и в широком - семью по общему праву (familiacommuniiure).

Ульпиан писал: "Семьей в строгом смысле слова мы называем совокупность лиц, находящихся под властью одного лица, подчиненных ему по рождению или по праву". "Семьей по общему праву (родства) мы называем семью всех агнатов... подчинявшихся власти одного лица, поскольку они происходят из одного дома и рода".

Родовая община (familiagentilicia) являлась наиболее обширным родственным союзом. Члены одного рода (gens) имели общего предка, носили общее имя этого предка, у них был общий родовой культ, жертвенник.

Имущественная дифференциация внутри рода с образованием государства способствует выделению из рода более мелких союзов - семей.

По своей сути древнейшая римская семья являлась строго патриархальной. Она строилась на началах абсолютной власти главы семьи (paterfamilias) над женой, подвластными детьми, другими родственниками, рабами, кабальными работниками, а также над всем имуществом.

Сначала это была одинаковая власть (manus) над всеми. Однако со временем эта власть стала делиться на:

dominicapotestas - надвещами, рабами; manusmariti - надженой; patriapotestas - наддетьми; mancipium - над кабальными.

Власть домовладыки прекращалась только с его смертью или по его воле. После смерти домовладыки происходило изменение семейного состояния всех подвластных лиц.

Только домовладыка обладал полной правоспособностью. Он являлся лицом своего права (personasuijuris), все другие члены семьи были подвластными ему лицами - лицами чужого права (personaalienajuris).

Постепенно, однако очень медленно, происходит ослабление власти домовладыки над подвластными лицами. Жена и дети получают признание своих прав, положение свободных подвластных значительно улучшается по сравнению с положением рабов.

Родство. Римское право знало два вида родства: агнатское и когнатское.

Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, - это родство по власти (agnatio). Агнаты между собой соединены гражданским родством (Гай, 3.10). Агнатское родство возникало по мужской линии. Гай писал: "Агнаты суть родственники, соединенные родством чрез лиц мужского пола:" (Гай, 1.156). Далее: "Но те, которые соединены кровным родством чрез лиц женского пола, не суть агнаты...". Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи. В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства.

Родство по крови (cognatio) - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание.

Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское.

Родство римляне определяли по линиям и степеням.

Лица, происходящие одно от другого (отец и дочь), называются родственниками по прямой линии.

По восходящей линии - это родственники от потомка к предку (отец, дед, прадед); по нисходящей линии - это родственники от предка к потомку (прадед, дед, отец).

Лица, происходящие от общего предка (дядя и племянник, брат и сестра), называются родственниками по боковой линии.

Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец - единокровным.

Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын - родственники 1-й степени, дед и внук - 2-й степени.

Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого (свекор, теща, зять).

Введение

    Правовая сущность брака

    Виды брака и формы заключения

    Условия вступления в брак

    Прекращение брака

Заключение

Список литературы

Введение

Активная внешняя экспансия Рима, его многочисленные военные походы для поддержания и развития рабовладельческого общества, привели к росту потерь личного состава римской армии, которая требовала регулярного пополнения, что влияло на развитие брачно-семейного и наследственного законодательства. Так был изменен принцип брачного договора - манципация, наложение руки (cum manu) на жену и ее имущество, правом стали признаваться новые упрощенные формы брака - матримониум и конкубинат (сожительство). С ростом благосостояния богатые дамы могли себе позволить договор о браке без наложения руки (sine manu), который надо было подтверждать ежегодно, проводя вне дома мужа, у родителей или родственников не менее трех ночей, чтобы не потерять свое имущество. Кроме того, приданое в случае развода по вине мужа возвращалось ей частично или полностью. В эпоху классического римского права вдова была включена в число обязательных кровных родственников и получала полную наследную долю, если имела звание - матрона, родившая троих детей.

    Правовая сущность брака

Семья образуется посредством брака. Брак определяется римским юристом Модестином как: "союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права". Это идеалистическое определение брака не соответствовало действительному положению даже в классическую эпоху, когда римское право достигло наивысшего развития, женщина далеко не была равноправным товарищем своего мужа.

Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве. Брак характеризуется:

    взаимностью; в него вступают два партнера, не имея в виду безусловного равенства при этом;

    состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партнеров: не отвечает своему предназначению и не может рассматриваться в качестве такового "брак" между людьми одного пола либо с неопределенными половыми признаками, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста;

    согласием партнера, выраженным лично или его законным представителем: брак не может и не должен заключаться по принуждению (Libera matrimonia esse), равно как вступление в брак не может быть предметом никаких категорических распоряжений или предписаний должностных лиц, публичной власти и т.п.;

    наличием половой связи между партнерами в браке: брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются или стороны отказываются от таких, не может считаться действительным;

    стремлением партнеров заключить именно брачный союз: не могут служить предпосылкой к признанию брака только сексуальные отношения;

    постоянной совместной жизнью супругов, или, во всяком случае стремлением к таковой: партнеры в браке имеют единое местожительство, ведут общее хозяйство и т.п. Отсутствие любого из означенных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным.

Правильным браком (nuptiae) признавался союз, заключенный мужчиной и женщиной одного правового качества: этот брак заключался в специальных, признанных законами формах, этот брак рождал все предусмотренные правом личного и имущественного характера последствия для супругов. Неправильным браком (matrimonium), или вообще брачным союзом, признавался союз между партнерами разного права (между римлянином и женщиной другого гражданства, между перегринами и т.п.): этот брак рождал все правовые последствия для супругов, но не в соответствии с предписаниями цивильного права. Наконец, брачное сожительство (contubernium) оформлялось, когда супруги не обладали необходимыми личными правовыми качествами для признания их семейного союза правом; необходимо было только, чтобы это сожительство было постоянно и характеризовалось наличием, как бы, семейных отношений. Последнее отличало брачное сожительство от случайной или временной половой связи (adulterium), которая при определенных обстоятельствах могла квалифицироваться даже как уголовное преступление.

Для признания их союза правовым браком партнеры-супруги должны были обладать соответствующими личными и социальными качествами. Не все вообще лица, предполагалось, могли заключать браки: несовершеннолетние, безумные, кастраты, рабы исключались из возможных партнеров по брачному союзу. При всех правовых качествах брака партнеры должны были находиться в подобающем для заключения брака возрасте: мужчины (pubes) иметь не менее 14 лет от роду, женщины быть в возрасте, определяемом половой зрелостью (viripotens), т.е. старше 13 лет (в классическую эпоху - 12 лет). До достижения возраста в 60 лет для мужчин и 55 для женщин брак полагался для них обязательно-благожелательным институтом, после наступления старческого возраста заключение брачного союза рассматривалось в качестве предосудительного. В эпоху рецепции римского права заключение брака после 80 лет считалось достаточной причиной для ничтожности этого союза в правовом смысле. Не мог признаваться в качестве брака союз между лицами несоответствующего социального уровня, например, между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть. При намерении вступить в брак следовало учитывать религиозные различия возможных партнеров: правовой брак может, заключен быть только между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры. Кровнородственные связи также были препятствием для заключения брака - правда, в дохристианскую эпоху круг запрещенных для брака степеней был существенно уже, нежели в христианскую.

    Виды брака и формы заключения

Римское право различало (вплоть до Юстиниана) matrimonium iustum, или matrimonium iuris civilis, законный римский брак и matrimonium iuris gentium (брак между лицами, не имевшими ius conubii).

В доюстиниановом праве различали брак cum manu mariti, т.е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом), и брак sine manu, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Брак sine manu по внешности был похож на конкубинат, но отличался от него специальной affectio maritalis, намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей (libero-rum quaerendorum causa).

Древнейшим браком, характерным для патриархального строя, был cum manu. Жена в этом браке подпадала полностью под власть мужа или его домовладыки, если муж был подвластным лицом. Это распространялось как на ее личность, так и на ее имущество. Юридически она становится дочерью. Она перестает быть агнаткой своей прежней семьи и становится агнаткой мужа и его семьи.

Как указывал Гай: "переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплею".

"Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно супругою, сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа." - этот способ называется usus.

Конфареационным образом женщины вступают во власть мужа через некоторого рода священнодействие, которое совершается невестой и при котором употребляется пшеничный хлеб, - почему этот торжественный обряд брака называется также confarreatio. Этот обряд совершался в присутствии 10 свидетелей и жрецов, сопровождался торжественными словами. Это религиозный акт. Применялся он в среде патрициев.

Что касается «купли», то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, т.е. на основании символической продажи, в присутствии на менее пяти свидетелей из совершеннолетних римских граждан, а также весовщика. Покупает жену тот, под чью власть она переходит. Этот способ называется coemptio. Возник он в среде плебеев, впоследствии став общим.

Законы XII Таблиц указывают на существование другого брака - sine manu, при котором жена не находилась под властью мужа. В Таблице VI закреплено, что "женщина, не желавшая установления над собой власти мужа (фактом давностного с нею сожительства), должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею". Это должно было повторяться ежегодно. При этом брак sine manu не менял юридического положения жены. Она сохраняла свое прежнее семейное положение, продолжая оставаться persona sui iuris, если была таковой до брака, или оставалась подвластной своему отцу и была юридически чужой своим детям и мужу. В браке sine manu она оставалась агнаткой своей прежней семьи. В имущественном отношении жена не зависела от мужа.

Возникнув позже брака cum manu, брак sine manu в течение 200-300 лет существует параллельно ему. Во 2-й половине республики брак sine manu становится преобладающим, а в эпоху классических юристов - единственным видом брака.

В позднейшее время он заключался путем простого соглашения вступающих в брак, после чего жена переселялась в дом мужа.

Отличие брака sine manu от конкубината состоит в том, что он заключался с намерением создать семью, воспитывать детей. От брака "сине ману" следует отличать конкубинат. Конкубинат в Древнем Риме - дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины. В отличие от конкубината брак заключался с намерением создать семью и воспитать детей.

Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти. Несмотря на моногамный характер римской семьи, для мужчины в республиканскую эпоху считалось допустимым наряду с matnmonium с одной женщиной состоять в конкубинате с другой. Напротив, всякое сожительство женщины с другим мужчиной, кроме мужа, давало в древнереспубликанском праве мужу убить жену.

До того как было введено Львом Философом в новелле 89 церковное венчание, было иногда трудно доказать, что заключен брак. Законами Феодосия II и Валентиниана III было установлено, что если в сожительство вступают лица равного общественного положения, то в случае сомнения исходят из того, что они заключили брак.

    Условия вступления в брак

Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся соответствовали определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

Вторым условием было согласие на брак. В древнейшее время это было согласие одного только домовладыки. Жених выражал свою волю, если он был полностью правоспособным (правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна (auctoritas tutoris)).

Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак не вполне правоспособного лица нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие главы семьи невесты и согласие как главы семьи жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью главы семьи. Так, согласие на брак внука дает не только его глава семьи - дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи.

Таким образом, первоначально все положения о согласии на брак исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был главой семьи, носителем отцовской власти.

Но по мере того как личность детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы семьи, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки на вступление в брак. Так, Закон Юлия (4 г. н.э.) предоставил нисходящим право обжаловать магистрату неосновательный отказ главы семьи в согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и без его согласия, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Были случаи, когда согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак, не иначе как получив согласие опекуна (auctoritas tutoris), после отпадения опеки над женщинами была обязана испрашивать разрешение на брак у отца, а за отсутствием отца - у матери или у других близких родственников.

Третьим условием вступления в римский брак является наличие у брачующихся права заключить законный брак. Препятствия к вступлению в брак за отсутствием этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества (позднее сословиям), либо из родственной связи между ними или иногда из других существовавших между ними отношений. Так, прежде всего Законом Канулия (445 г. до н.э.) не допускались браки между патрициями и плебеями. До первого брачного Закона Августа, Закона Юлия (18 г. до н.э.) не допускались браки вольноотпущенников со свободнорожденными, а после Закона Юлия - с лицами сенаторского сословия.

Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях, в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; с упразднением этого правила и до конца республики - между лицами, матери которых были сестрами (consobrini), а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходящим первой степени общего для обоих предка, например, между дядей и племянницей, теткой и племянником и т.д. В это общее правило императорские постановления не раз вносили изъятия.

В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах - и в боковых линиях между зятем и золовкой.

Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних. По Закону Юлия были запрещены браки между супругом, виновным в прелюбодеянии, и его сообщником.

Способы заключения брака. Заключению брака предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.

Брак совершался в Риме тремя способами:

    путем совершения религиозного обряда;

    путем покупки женихом невесты;

    путем простого соглашения сторон.

Два первых способа заключения брака порождали "правильный брак", брак с мужской властью (cum manu). Третий способ заключения брака вел к установлению "неправильного брака", брака без мужской власти (sine manu).

Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

Покупка женихом невесты (coemptio) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

    Прекращение брака

Основаниями прекращения брака являлись как объективные причины, так и субъективные. К первым относились: смерть одного из супругов; лишение свободы одного из супругов (плен, рабство), причем только брак sine manu считался прекращенным; лишение гражданства одного из супругов; изменение семейного положения одного из супругов, при котором невозможно вступление в брак. К субъективным относился развод.

Свобода развода существовала в римском праве на всем протяжении его истории. Расторжение брака cum manu было возможно только по инициативе мужа (в случаях измены, пьянства, бесплодия жены) в форме, обратной той, в которой он заключался: confarreatio - в форме обряда diffareatio; coеmptio - в форме remansipatio.

Никакой особой формы не существовало, но по законодательству Августа расторжение брака должно было быть объявлено в присутствии семи свидетелей в виде вручения разводного письма.

Со временем причины расторжения брака стали влиять на его последствия, что выразилось в имущественных потерях.

В постклассическом праве вводятся правила развода. Известны два вида развода: с неблагоприятными последствиями и без таковых. Первый вид делился на беспричинное одностороннее расторжение и расторжение по вине другого супруга (измена, тяжкое уголовное преступление, посягательство на жизнь супруга, сводничество, аморальный образ жизни). Второй вид делился на развод по взаимному согласию и развод по воле одного супруга при наличии оправдательных причин. Такими причинами были обет целомудрия, уход в монастырь, неспособность иметь детей.

Виновный в разводе утрачивал приданое, его могли подвергнуть ссылке, заключению в монастырь, ему могли запретить вступать в новый брак.

При одностороннем разводе на супруга, давшего развод, налагались тяжелые штрафы. Такие же последствия были установлены для супруга, вина которого послужила причиной одностороннего развода.

Вступление во второй брак в постклассический период требовало соблюдения некоторых правил: вдова могла повторно выйти замуж не ранее 10 месяцев, а впоследствии - 12 месяцев.

В случае нарушения этого правила она подвергалась штрафу и ограничивалась в наследовании.

Также были введены ограничения с целью ограждения интересов детей от первого брака.

Заключение

Таким образом, можно сделать выводы, что брак - союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права (определение, данное Модестином в Дигестах Юстиниана).

Римское право различало два вида брака: брак с властью мужа (cum manu mariti); брак без власти мужа ("сине ману" - sine manu).

Брак "сине ману" следовало возобновлять ежегодно. Виды брака различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т.д.), так и по существу (разный объем правоспособности жены). От брака "сине ману" следует отличать конкубинат. Конкубинат в Древнем Риме - дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины. В отличие от конкубината брак заключался с намерением создать семью и воспитать детей.

Существовали три способа заключения брака: торжественный религиозный ритуал при участии жрецов и 10 свидетелей, сопровождаемый жертвоприношением (в древнейшее время); мнимая покупка мужем своей будущей жены у ее отца по правилам, установленным для приобретения ценных вещей ("манципация невесты"); брак "сине ману", то есть без власти мужа, заключался без всяких формальностей.

Свобода развода существовала в римском праве на всем протяжении его истории.

Расторжение брака cum manu было возможно только по инициативе мужа (в случаях измены, пьянства, бесплодия жены) в форме, обратной той, в которой он заключался: confarreatio - в форме обряда diffareatio; coеmptio - в форме remansipatio.

Расторжение брака sine manu допускалось по соглашению сторон и по одностороннему волеизъявлению любого из супругов.

Список литературы

    Баринова М.Н., Максименко С.Т. Римское частное право. - Юстицинформ, 2006. - 208 с.

    Васильева Т.Г., Пашаева О.М. Римское право. - Высшее образование, М.,2006. - 160 с.

    Лемешко В.М. Римское право. - ТЕИС, М., 2006. - 310 с.

    Омельченко О.А. Римское право. - ТОН-Остожье, М, 2005. - 208 с.

    Смирнов М.М. Римское частное право (конспект лекций). - ПРИОР, М.,2006. - 96 с.

Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права . Это определение, однако, не соответствовало действительному положению вещей.

Три формы брака в римском праве:

    • cum manu - , в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом);
    • sine manu - (жена оставалась подвластной прежнему домовладыке, либо была самостоятельным лицом);
    • конкубинат (условно, так как формально браком не являлся).

Подробнее

Первой формой брака в Риме был брак под названием cum manu - брак, устанавливавший власть мужа над женой . Вступив в такой брак, женщина попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась агнаткой в доме мужа.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Однако уже в древности женщина могла избежать власти мужа. Для этого она должна была заключить брак без соблюдения всяких формальностей (sine manu) - брак, не порождавший власть мужа над женой . Если в течение года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться. Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа (cum manu). Брак sine manu - это форма брака, основанная на равенстве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала преобладающей.

В I в. до н. э. появилась особая форма брака - конкубинат , дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской вла­сти. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. Рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наследственных .

Брак и условия его заключения

Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

Условия вступления в брак:

    1. достижение брачного возраста ;
    2. согласие на брак;
    3. наличие у брачующихся права заключить законный брак.

Подробнее

Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

Вторым условием было согласие на брак и условия его заключения. В древнейшее время это было согласие одного только домовладыки. Жених выражал свою волю , если он был полностью правоспособным; правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна (auctoritas tutoris).
Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак не вполне правоспособного лица нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие главы семьи невесты и согласие как главы семьи жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью главы семьи. Так, согласие на брак внука дает не только его глава семьи - дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи.
Таким образом, первоначально все положения о согласии на бракбрак и условия его заключения исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был главой семьи, носителем отцовской власти.

Но по мере того как детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы семьи, интересы и детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки на вступление в брак. Так, Закон Юлия (4 г. н. э.) предоставил нисходящим право обжаловать магистрату неосновательный отказ главы семьи в согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и без его согласия, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Были случаи, когда согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина, которая, состоя под , могла вступать в брак, не иначе как получив согласие опекуна (auctoritas tutoris), после отпадения опеки над женщинами была обязана испрашивать разрешение на брак и условия его заключения у отца, а за отсутствием отца - у матери или у других близких родственников.

Третьим условием вступления в римский брак является наличие у брачующихся права заключить законный брак. Препятствия к вступлению в брак за отсутствием этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества (позднее сословиям), либо из родственной связи между ними или иногда из других существовавших между ними отношений. Так, прежде всего Законом Канулия (445 г. до н. э.) не допускались браки между патрициями и плебеями. До первого брачного Закона Августа, Закона Юлия (18 г. до н. э.) не допускались браки вольноотпущенников со свободнорожденными, а после Закона Юлия - с лицами сенаторского сословия. Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях - в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики - между лицами, матери которых были сестрами (consobrini), а отцы братьями; наконец, в период империи только между лицами, из которых хотя бы одно является нисходящим первой степени общего для обоих предка, например, между дядей и племянницей, теткой и племянником и т. д. В это общее правило императорские постановления не раз вносили изъятия.
В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах - и в боковых линиях между зятем и золовкой.
Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних.

Способы заключения брака

Браку и условиям его заключения предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.

Способы заключения брака в римском праве:

    1. путем совершения религиозного обряда ;
    2. путем покупки женихом невесты;
    3. путем простого соглашения сторон.

Два первых способа заключения брака порождали «правильный брак», брак с мужской властью (cum manu). Третий способ заключения брака вел к установлению «неправильного брака», брака без мужской власти (sine manu).

Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

Покупка женихом невесты (coemptio) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

Расторжение брака и его виды

Основания прекращения брака в римском праве:

    1. Смерть одного из супругов.
    2. Утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство.
    3. Утрата (capitus deminutio media) одним из супругов.
    4. Умаление гражданской в виде кровосмешения (incestum superveniens).
    5. Воля главы семьи .
    6. Развод .
    7. Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором .

Подробнее

Смерть одного из супругов. В случае естественной смерти жены мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура (tempus lugendi), во время которого женщина не могла выйти замуж.

Утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство. Так как с рабом возможно только сожительство, а брак невозможен, то законный брак считался расторгнутым. Если же утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж, так как муж мог вернуться. Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами.

Утрата гражданства (capitus deminutio media) одним из супругов. Брак продолжал считаться действительным только согласно естественному праву.

Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения (incestum superveniens). Если в результате усыновления супруги становились агнатическими родственниками, брак между которыми невозможен, то их брак расторгался. Например, если глава семьи дочери усыновлял зятя, он становился как бы братом собственной жены. Этого можно было избежать, только предварительно сделав дочь правоспособной.

Воля главы семьи. В браке sine manu, в котором женщина осталась под властью своего отца, глава семьи мог истребовать женщину обратно, тем самым лишив ее возможности жить совместной жизнью. В браках между не вполне правоспособными любой из домовладык мог по своему желанию расторгнуть их брак, объявив его сожительством.

Развод. В Древнем Риме развод мог инициировать только мужчина. Брак мог быть расторгнут при неподобающем поведении женщины: пьянстве, измене, бесплодии и даже выкидыше. Развод как таковой (divortium) получил свое распространение с возросшей популярностью браков sine manu. Расторжение брака стало возможно как по воле мужа (repudium), так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов.

Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана.

Формы развода в римском праве:

    1. объявление о разводе перед свидетелями (в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек);
    2. письменное соглашение;
    3. фактическое прекращение совместного проживания .

Начиная с постклассической эпохи с введением христианской морали на разводы наложили строгие запреты.

Возникли следующие виды разводов:

1) развод с плохими последствиями (divorium cum damno):

  • по вине одного из супругов (repudium ex iusta causa) (супружеская неверность, тяжкое преступление, аморальный образ жизни);
  • без вины супруга (repudium sine ulla causa), т.е. неправильное одностороннее расторжение брака. Такой развод карался строгими санкциями - от изъятия приданого до высылки, но брак считался расторгнутым;

2) развод без последствий (divorium sine damno):

  • развод по взаимному согласию супругов (divortium communi consensu);
  • развод по воле одного из супругов (divortium bona gratia). Такой развод был возможен только по уважительной причине: импотенция, уход в монастырь и др.

КАФЕДРА
ЮРИСПРУДЕНЦИИ

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «РИМСКОЕ ПРАВО»
НА ТЕМУ: «ПОНЯТИЕ БРАКА ПО РИМСКОМУ ПРАВУ»

Студент Курс 4
Группа
Преподаватель

Москва
2012

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………...……………………………………………….3
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И БРАК В РИМСКОМ ПРАВЕ……………….……..6
1.1. Понятия «семья» и «брак»……………………………………...…..6
1.2. Виды и формы брака………………………………………..………7
ГЛАВА 2. СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ……………………….11
2.1. Условия заключения брака ……………………………………….11
2.2. Обстоятельства, прекращающие брак……………………………13
2.3. Различия правовых режимов брака в зависимости от вида
брака…………………………………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….………………………………………….17
СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения римского семейного права и его институтов самоочевидна, так как и в наши дни брачное право европейских стран основано прежде всего на соображениях юридического родства.
В источниках римского частного права понятие брака трактуется как «союз мужчины и женщины, объединение всей жизни, связь в праве божественном и человеческом» (D.23.2.1) (Седаков, 2010, С. 61, 110). Также существует и второе определение: «Союз мужа и жены, основанный на совместной жизни» (J.1.9.1) (Седаков, 2010, С. 62, 110). Оба данных определения подходят, скорее, к древнеримскому браку cum manu, так называемому «браку с мужней властью», когда жена передавала все свое имущество супругу, чем к новому, когда, по исчезновении manus, жена сохраняла свое имущество, отдельное от мужа, и оставалась подвластной своего отца и членом своей прежней семьи.
Сложность юридической конструкции римского брачного права заключается в том, что не каждая семья и не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались браком, порождающим правовые последствия. Данная сложность, думается, определяется неоднозначным правовым происхождением института брака. Недаром Гай считал римский семейный строй (в силу его нетипичности) «исключительным достижением» римского народа. Поскольку в римской семье первостепенную роль играло юридическое (согласно исконной римской терминологии – агнатическое родство). А кровная (когнатическая) связь, соответственно, отодвигалась на второй план.
Целью данного исследования является последовательный анализ конкретного института римского права; выявление и отражение его юридического значения, соотнесенности с другими институтами права, места в правовой системе в целом.
Для осуществления этих целей были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятия семьи и брака; условия заключения брака; обстоятельства, прекращающие брак; виды брака в римском праве; различия в семейных правоотношениях в зависимости от вида брака в римском праве;
– соотнести теоретические воззрения, изложенные в работах современных авторов с хрестоматийным материалом.
Исходя из поставленных задач, для написания данного реферата-эссе были использованы метод деконструкции и аксиоматический метод.
Методы:
1) метод деконструкции – основан на праве читателя и пользователя толковать и оценивать текст согласно своим взглядам и потребностям, не искажая авторский вариант.
Данный метод дал возможность изменять последовательность высказываний авторов, отбирать нужный материал и включать его в свой текст с указанием источника, сочетать его с высказываниями других исследователей и давать свою интерпретацию.
2) аксиоматический метод – построение авторского текста на основе некоторых положений изучаемого научного текста, принятых как аксиоматические.
Этот метод позволил использовать терминологию исходных текстов, идеи, законы, руководствоваться ими, приняв их за аксиомы; дополнять текст общеизвестных и общепринятых положений своим материалом – различного рода анализом и оценкой.

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И БРАК В РИМСКОМ ПРАВЕ
1.1. Понятия «семья» и «брак»
В римском праве термин «семья» (familia) имел более широкий смысл, чем в наши дни. «Под таким термином в архаичные времена понимались рабы, наличествующие в данном хозяйстве, позже <…> и имущество, и рабочая сила, и собственно члены семьи», – отмечает О.И. Гордеев. Согласно Советскому философскому словарю, «даже европейская патриархальная» семья «включала в себя как родственников, потомков одного отца с их женами и детьми, так и домашних рабов, в т.ч. наложниц; поэтому Энгельс определяет ее как «промежуточную форму» между многоженством и моногамией» (2012, http://terme.ru) .
Семья образуется в результате брака. Римский юрист и государственный деятель Модестин наделял брак, «союз мужчины и женщины», общностью «божественного и человеческого права». Такая идеалистическая трактовка брака не соответствовала реальному положению вещей: даже в классический период женщина не была равна в правах мужу. Исследователь О.А. Омельченко считает, что в данном общем понимании отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, а как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву (Омельченко, 2012, http://www/gumer.info).

1.2. Виды и формы брака
Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало matrimonium iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат – дозволенное законом постоянное (но не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patria potestas. Вопреки тому что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.
В доюстиниановом праве различали два вида брака: cum manu и sine manu. Следует отметить, что эти две разновидности брака совершались в разных формах и, соответственно, порождали разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, а также прекращались в разном порядке.
Первым видом был брак cum manu, то есть брак с «мужней властью», в силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его домовладыки (paterfamilias), если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.
Второй вид брака – sine manu, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею (Черниловский, 1996, С. 261–272).
Создавая различный строй отношений между мужем и женой, брак cum manu и брак sine manu резко отличались друг от друга порядком заключения и прекращения. Заключение брака cum manu требовало соблюдения определенных обрядов, это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия. Понятно, что и процедура прекращения браков cum manu и sine manu была различна. Развод при браке cum manu мог произойти лишь по инициативе мужа. Второй мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению одной из сторон.
Основные начала брака sine manu оказали негативное воздействие на жизнь римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены.
Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся (несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus).
Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения.
1) Конфарреация (сonfarreatio), которую ряд историков считают патрицианской формой совершения брака, по взгляду некоторых (Жирар, Пост) никогда не ставшей доступной плебеям, была религиозным обрядом. Название обряда произошло от panis farreus, особого хлеба, который во время брачной церемонии вкушали брачующиеся. А затем приносили в жертву Юпитеру. Церемония совершалась certis verbis в присутствии жрецов и 10 свидетелей, представлявших, возможно, 10 древнейших курий (данной трибы). Только человек, рожденный от брака, заключенного посредством конфарреации, и состоящий в таком браке мог занимать должности rex sacrorum и flamen Dialis.
2) Коэмпция (сoёmptio) является светской и, как полагают некоторые исследователи, преимущественно плебейской формой брака. Эта «воображаемая» покупка жены мужем была, вероятно, пережитком подлинной купли. Она производилась в тех же формах, в каких покупались наиболее ценные вещи, а именно земля и рабы, и устанавливались права на лиц in mancipio, а именно в форме mancipatio. Правда, слова, которые при этом произносятся, отличны от слов, произносимых при покупке в собственном смысле, однако, в остальном это по форме купля.
3) Узус (usus) представляла собою своеобразное применение института приобретательной давности к области брачных отношений.

ГЛАВА 2. СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
2.1. Условия заключения брака
Совершению брака обыкновенно предшествовало обручение (sponsalia). Исследователь С.Ю. Седаков отмечает, что спонсалия не являлась обязательной (Седаков, 2010, С. 62). В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их patresfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. Обручение совершалось в форме двух стипуляций: по одной – paterfamilias невесты обязывался передать ее жениху, а по другой – обязывался принять невесту в качестве жены, а в самое древнее время, возможно, в форме односторонней стипуляции, по которой только paterfamilias невесты обязывался передать ее жениху, не принимавшему на себя никаких обязанностей и имевшему затем право прекратить брак односторонним волеизъявлением.
Для вступления в римский брак требовалось:
Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.
Вторым условием было согласие на брак. В древнейшее время это было согласие одного только paterfamilias. Жених выражал свою волю, если он был persona sui iuris. «Детям под властью отца требовалось согласие (пусть даже молчаливое) домовладыки, но не матери или опекуна» (Седаков С. Ю., 2010, С. 62).
Следует отметить, что отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был paterfamilias, носителем отцовской власти.
Третьим условием вступления в римской брак является наличие у брачующихся ius conubbii. Препятствия вступлению в брак из-за отсутствия этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества (позднее сословиям), либо из родственной связи между ними или иногда из других, существовавших между ними отношений.
Не допускался брак: для лиц, уже состоящих в нерасторгнутом браке; между лицами разных религий; между сенаторами и вольноотпущенниками; сенаторами и актрисами; между отчимом и падчерицей; между свекром и бывшей невесткой; между дядей и племянницей; между тетей и племянником; не мог взять в жены вдову младший брат умершего.
Обязательным условием было отсутствие родства по прямой линии до шестой степени родства. Брак между родственниками являлся уголовным преступлением (инцест).
Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным.
Правовой предпосылкой для заключения брака было предполагаемое ius conubii в лице, которое вступало в него. До Юстиниана на этом основании не могли заключать законного римского брака некоторые категории чужеземцев. По законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти все подданные Римского государства, отсутствие conubium могло быть следствием близкого родства или свойства.
Родство определялось по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого, называются родственниками по прямой линии. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так, сын – агнат отца первой степени, внук – агнат деда второй степени. Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом, братья были агнатами второй степени.

2.2. Обстоятельства, прекращающие брак
Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции.
Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таким образом, кроме смерти одного из супругов, брак прекращался:
1. Обращением одного из супругов в рабство. Однако брак считался продолжавшимся все время, если оба супруга были вместе в плену.
2. Утратой права гражданства.
3. Изменением семейного состояния одного из супругов, которое устанавливало такую степень агнатического родства его с другим супругом, при которой вступление в брак было бы невозможно, например, paterfamilias усыновлял мужа свой дочери, не освободив ее предварительно от patria potestas.
4. По воле мужа или его paterfamilias в браке cum manu; по воле мужа или жены, либо по их соглашению в браке sine manu.
Вступление во второй брак после прекращения первого не встречало ни в период республики, ни в период принципата никаких ограничений.
Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium). Свобода развода была одним из начал римского брачного права.

2.3. Различия правовых режимов брака в зависимости от вида брака
Действительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера. Неравенство партнеров внутри римского брака выражалось в том, что на жену приходилось по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены.
Личные и имущественные отношения между супругами были глубоко различны в браке cum manu и sine manu.
В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинена власти мужа, которая в принципе не отличается от patria potestas отца над своими детьми. Муж может истребовать покинувшую дом жену при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу, вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, становились в момент заключения брака достоянием мужа. Все, чем она будет обладать за время брака, принадлежит мужу. Столь бесправное положение жены смягчалось римскими обычаями и традициями в области семейных отношений. Например, обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу.
Брак sine manu не менял юридического положения жены. Она остается in patria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. В случае если она была до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака она остается лицом своего права. Понятно, что и имущество, принадлежащее ей до брака, если она была persona sui iuris, остается ее имуществом, а все, что она приобретает в браке, принадлежит ей самой. То есть в браке sine manu действовал принцип раздельности имуществ. Издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество жены. Однако муж не имел права отчуждать это имущество без специального разрешения супруги (видимо, в случае, если она – persona sui iuris) или ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Жена вправе вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами. Как не обладающая ius commercii, она не могла самостоятельно распоряжаться своим имуществом в хозяйственном отношении. За женой сохранялось пассивное право выступать участницей цивильного оборота. Ответственность возлагалась на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имущества по уголовным преступлениям. Заметим, что с течением времени эта полная юридическая разобщенность супругов в браке sine manu начинает смягчаться как в личных, так и имущественных отношениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья по своей сути – это самая малая социальная группа. Но от того насколько гармоничны будут отношения в семье, зависит благополучие всего общества и, следовательно, государства.
Разумеется, для юридической науки представляют интерес те аспекты жизнедеятельности семьи, которые регулируются при помощи правового инструмента.
В положениях Семейного кодекса нет рецепции римского права, но ее следы достаточно заметны в положениях Гражданского кодекса. Не лишне будет отметить, что в семейном правоотношении права и обязанности настолько тесно переплетены, что порой бывает трудно отграничить семейные правоотношения от гражданских. Исследователь С.Ю. Седаков справедливо считает, что «российское право <…> воспринимает прежде всего идеи римского права, вырабатывая <…> собственные юридические решения» (Седаков, 2010, С. 5). Вслед за маститым автором приходим к выводу, что всестороннее изучение вопросов римского права играет важную роль, скорее, в развитии правовой науки и образования и, несомненно, практики, нежели чем в развитии законодательства.
Итак, проанализировав отобранные источники, отметим, что нетипичность организации римского семейного уклада выражалась прежде всего в следующих особенностях:
1) всеобъемлющая власть домовладыки;
2) первостепенная роль агнатического родства;
3) в понятие «семья» входили не только агнаты, но и рабы, а также неодушевленные вещи.
Правильный римский брак (в классическую эпоху) мог заключаться в двух специфических формах: обрядовой (cum manu) и неформальной (sine manu). Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака.
Прекращался брак, заключенный по всем требованиям права, также только по правовым основаниям. Жена в правильном браке следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки.
Таким образом, и в Древнем Риме, и в современном мире вопросам брачных отношений уделяется особое внимание со стороны юристов, как практиков, так и теоретиков. Значимость семейного права очевидна, так как оно призвано защищать интересы государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Редактировать