Грааль где хранится. Грааль - что такое? Значение слова. Грааль из Шамбалы

Святой Грааль – это загадка нашего мира. Его ищут, снимают фильмы, рассказывают легенды. Но что это на самом деле и где находится, никто не знает. Зачем прятать историческую ценность? Может быть это всего лишь миф построенный на имени знаменитого человека? Мы пойдем по следам исследователей и постараемся во всем разобраться. Присоединяйтесь и комментируйте.

Если у вас есть какая либо дополнительная информация про Святой Грааль, то не стесняйтесь, пишите о ней под статьей.

Святой Грааль – история возникновения артефакта

(лат. Gradalis) – это чаша. Из нее пил Иисус Христос на Тайной Вечере. И именно в эту чашу Иосиф Аримафейский (иудейский старейшина; последователь Иисуса; богатый человек; член Синедриона; в его гробницу был похоронен Иисус) собрал кровь Христа после распятья.

По легенде, именно после собранной крови чаша стала обладать невероятной силой.

Есть две версии вида Чаши Грааля:

  1. В виде кубка, как чаши из которой пьют
  2. В виде камня — в средневековых романах Европы Грааль описывается так

Легенда силы Грааля

Легенда гласит:

– Тот, кто испьет из чаши Святого Грааля получает вечную жизнь, прощение грехов и исцеление от всех болезней.

Прощение грехов в нашем мире мало кого волнует, а вот вечная жизнь всегда занимала мысли человека, особенно властного и богатого. По этой причине охота за чашей до сих пор ведется.

Официально никто не знает где эта чаша и как в действительности она выглядит. Все изображения ее в статье, да и по всему интернету – это лишь предположение вида.


Святой Грааль является самой желанным христианским артефактом. Но в то же время и самым иллюзорным. О нем много пишут и говорят, но его реальность никто так инее раскрыл.

Поиски Святого Грааля

На протяжении многих веков люди ищут Грааль. Кто-то что-то подобное находил и заявлял, что нашел Святой Грааль. Но это было лишь обманом или заблуждением того, кто так считал.

В Валенсии (Испания). В городской средневековой церкви хранится кубок из халцедона, украшенный драгоценными . Авторы находки утверждают, что это и есть Святой Грааль.




Многие Святые Папы использовали этот кубок для святого причастия. Среди этих личностей и Папа Иоанн Павел 2ой. Он использовал эту чашу во время мессы.


Но чаша из Валенсии одна из десятков и даже сотен аналогичных, которые претендуют на название Святой Грааль.

Обладателей такой чаши ждало богатство и популярность. Как только церковь или аббатство заявляли, что они стали обладателями святого грааля, то тысячи паломников со всего мира начинали съезжаться к ним. Люди выстраивались в бесконечные очереди, чтобы пожертвовать доступную им сумму денег и прикоснуться к Граалю.

Священники всегда были обладателями древних предметов и артефактов, которые хранились на территории церкви и передавались из поколения в поколение. Они легко могли найти у себя старинную чашу. Могли легко сказать, что не знают откуда она и каково ее происхождение. И как следствие – выдавали ее за грааль.

Но если присмотреться ко всем выставленным чашам, которые называются , то не трудно заметить, что их вид очень богат — украшены золотом и драгоценностями. Такой вид чаши напоминает скорее кубок короля.


Историки уверены, что такого вида чаша мало вероятно могла быть у Иисуса Христа в тот самый день, на тайной вечере. Считается, что святой Грааль очень простого и скромного вида. Это может быть самая простая чашка из дерева или камня, ничем не украшенная. А внешний вид мог совсем отличаться от всеми признанного кубка.

Библия

В Библии не сказано ни слова о чаше. И не говорится, что эта чаша является какой-то необычной или особенной. Поэтому, чтобы искать ее, необходимо обращаться к совершенно другим источникам.

Вульгата, 1230г.

В 1230 году во Франции была выпущена серия романов в которых говорится про рыцарей искавших спрятанный таинственным образом предмет. Вульгата – так называлась серия этих историй. Они написаны на старо французском языке и состоят из 5ти частей.

Некоторые исследователи утверждают, что именно в этих романах описан Святой Грааль. И в описаниях он был изображен совершенно не в виде чаши.

Парцифаль, 1200г.

Еще одна версия Святого Грааля появилась в Боварии (Германия). Роман под названием «Парцифаль» (нем. Parzival). Это рыцарский роман. В нем 25.000 строк в стихотворной форме. Датируется 1200—1210 г.г. Автор Вольфрам фон Эшенбах.

Памятник Вольфраму фон Эшенбаху

Как видите, роман «Парцифаль» был создан на 2-3 десятка лет раньше, чем Вульгата. В этих двух романах схожая тема с поиском Грааля, но есть значительные расхождения в некоторых описаниях.

В Парцифале Иисус и Иосиф являются второстепенными героями. В романе даже нет никаких описаний чаши. Эшенбах считал, что граалем является не кубок, а камень и он попал к людям с неба, из рая и поэтому является волшебным предметом с невероятными свойствами. А потерять камень в нашем мире проще простого.

Вольфрам Эшенбах описывал, что Грааль каждый год восстанавливает свои магические свойства. На него садится голубь с облаткой в клюве. Птица кладет принесенную облатку на камень и он оживает с новой силой.

Это, в принципе, и все описание святого грааля из романа «Персифаль».

Никто на сегодняшний день не может точно сказать на каких основаниях было сделано это описание. Это выдумка автора или практические знания?

Персеваль, 1190г.

Вернемся еще немного назад, в северную Францию, в Шампань. В этом районе проживал Кретьен де Труа (франц. Chrétien de Troyes). В 1190 году он написал свой собственный роман – «Персеваль или Повесть о Граале». Роман появился раньше на 20 лет, чем романа Эшенбаха «Парцифаль»

В этом романе рассказывается о молодом человеке по имени Персиваль, который стремиться стать рыцарем и для этого отправляется в долгое путешествие. Дорога приводит его к королю, и молодой человек становится свидетелем необычного и мистического ритуала.

В ритуале использовались меч и копье, а молодая девушка держала в руках чашу, которую они называли . В описании было сказано, что это большая золотая чаша, которая обладала огромной магической силой. На дне чаши находилась одна обладка.


Прочитав разные варианты описаний древних рукописей, можно легко запутаться еще больше. Все тексты содержали совершенно не похожие друг на друга чаши грааля. Как именно он выглядел и действительно ли обладал такими свойствами? Эти и другие вопросы задают до сих пор искатели артефактов.

Может быть, такие различия были специально донесены до нашего времени, чтобы люди никогда не смогли найти настоящий Грааль. Ведь узнав о нем мир, могли начаться войны ради обладания сокровищем.

Скорее всего, истинный обладатель никогда не откроет правду миру, чтобы сохранить равновесие и спокойствие на земле.
Представьте, что Святой Грааль найден. Что произойдет? Мир будет долго и упорно выяснять, какой стране он действительно принадлежит и в какой церкви должен храниться. А богатые коллекционеры не смогут удержаться от попытки завладеть этим артефактом нечестным путем.

Наш мир слишком алчный и жестокий, чтобы делиться и помогать друг другу. Предполагаем, что он найдется лишь тогда, когда границы между странами сотрутся, а люди будут любить и уважать рядом живущего так же, как своего сына или дочь.
Но давайте остановим предположения и продолжим дальше искать подсказки о тайне хранения Грааля.

Вернемся к первоначальным источникам, в которых описывался Грааль.


В 12 веке был самым известным и значимым во всех кругах. Именно в период существования тамплиеров появились рукописи описывающие Святой Грааль. Это произошло примерно с 1190 г по 1275 г. В этот период времени рыцари ордена Тамплиеров были на самой вершине своего развития и влияния. Они воевали не ради власти, и славы, они стояли на защите добра и справедливости.

В период, когда фон Эшенбах писал свой роман, то Тамплиеры были образцом для подражания в плане рыцарства и чести.
Фон Эшенбах в своем романе написал, что замок Грааля охраняют рыцари Храмовники, то есть Тамплиеры. В описании они были людьми одетыми в белые плащи. И историки сразу сопоставили этот образ с Тамплиерами, т.к. они носили белую одежду в качестве символа чистоты.


Описанное выше может навести на предположение, что история о поисках Святого Грааля основана на подвигах рыцарей Тамплиеров. Может быть, пропавший кубок стоит искать не в романах, а в истории рыцарей?

В 12 веке, в Иерусалиме завершился первый Крестовый поход. Орден рыцарей был собран, чтобы они встали на защиту пилигримов в походе к местам паломничества.

В 1099 году крестоносцы взяли Иерусалим. Христианство радовалось этому событию. Но это оказалось большой проблемой – Святую землю было очень сложно удержать в своей власти. Тогда один из рыцарей выступил со словами, что хочет посвятить себя служению этим пилигримам, чтобы защищать на святой земле.


Если предположить, что Иерусалим, как древний и святой город, мог тайно хранить свои сокровища и артефакты, то, скорее всего, они находятся до сих пор на его территории. А Тамплиеры лучше, чем кто-либо знали, где искать эти сокровища в городе.

Резиденция самого ордена рыцарей была расположена в самом священном месте города – на Храмовой горе. Сегодня, в современном мире, на этом месте расположен Купол скалы. А во времена крестоносцев на этом месте располагался Храм Соломона.


Король Балдуин 2ой Иерусалимский отдал рыцарям свой дворец, который был построен на Храмовой горе. Именно это здание рыцари называли Храм Соломона, так как оно было расположено на месте храма.

Чтобы храм был защитой и крепостью для людей, рыцари взялись за его перестройку. Они вырыли в скале туннель длинной 20 метров и сделали целую систему подземных ходов.

Теологи не придают этим туннелям особого значения. Они открыты для посещения и сегодня. А рыцари таким образом расширили свою территорию и приспособили их для своих целей.

Но некоторые исследователи считают, что такие раскопки были произведены не для бытового использования. Есть версия, что рыцари что-то нашли, потому что Тамплиеры знали что и где искать. А когда нашли, что искали, то сразу вернулись в свою Европу.

Действительно ли они нашли, что искали? И что это было никто не знает. Орден состоял из людей верных и закрытых. Никто из них не раскрыл эту тайну при жизни.

Теперь перенесемся в Ларашель – город-порт во Франции. Именно в порт этого города рыцари на кораблях возвращались домой из Иерусалима.


Неизвестно, что на своих кораблях привезли Тамплиеры, но вскоре после этой поездки, орден стал одним из богатейших среди всех рыцарских орденов. Они получали пожертвования от простых жителей.

За 200 лет орден Тамплиеров стал самым могущественным и очень, очень богатым. Их владения простирались от севера Польши до юга Минорки; от Англии до Святой Земли. Помимо приобретенного богатства, рыцари получили благословение самого Папы. Он дал ордену самые широкие привилегии. Из-за такого разворота событий монахи и священники были очень не довольны решением Папы и сложившейся ситуацией. Ну и, как следствие, они очень завидовали рыцарям.

По такому описанию событий в истории, можно легко предположить, что именно Тамплиеры нашли Святой Грааль.

Двинемся дальше по следам истории и перенесемся в 14 век, во Францию, во времена правления короля Филиппа 4го. В это время орден рыцарей держался на самом пике своего могущества. Но все меняется со временем. И после пика успеха рыцарей ждал упадок.

Простые жители стали все чаще и чаще жаловаться на деяния рыцарей Тамплиеров. Общество стало относиться к ним с негативом, презрением и надменностью.

Король Филипп воспользовался такими переменами в отношении людей к ордену и рыцарям. Частые войны практически свели к нулю его казну. И король решает исправить ситуацию с помощью богатств ордена рыцарей.

Филипп начал действовать психологически на людей и сделал все возможное, чтобы его подданные окончательно отвернулись от рыцарей. Король стал распространять слухи о богохульстве, мужеложстве и содомии со стороны рыцарей. То есть во всем, что в те времена считали за страшный грех.

Дальше король послал своим чиновникам тайные письма. Это были приказы. В них была одна и та же информация для всех – 13 октября 1307 произвести арест всех членов ордена Тамплиеров, которые проживали во Франции. Именно поэтому пятница 13-е до сих пор считается самым несчастливым числом.

Всех арестованных передали в руки святой инквизиции. Папа принял решение закрыть орден, так как он стал обладать очень плохой репутацией.


Имущество ордена было изъято, но ничего, что напоминало бы Святой Грааль так и не нашли или тщательно скрыли из истории.
Предположим, что среди изъятых богатств Грааль не найден. Тогда мы отправляемся дальше. И продолжим поиски в местах обитания рыцарей – в храмах ордена.

Все церкви ордена были просты в сооружении, но в каждой имеются отличительные знаки Тамплиеров. Например, в христианских храмах везде присутствует образ Христа, а в храмах рыцарей ордена присутствует образ Девы Марии.

Тамплиеры с особенным акцентом почитали именно богоматерь и посвящали ей свои церкви, а каждый рыцарь приносил клятву именно Деве Марии. Возможно, в этом поклонении у рыцарей было нечто большее.

Собор Тамплиеров

Франция, Шартерский собор 13го века. Расположен в 90 км от Парижа и включен в список всемирного наследия. Сюда всегда, на протяжении многих столетий, съезжались паломники. Может быть, тут найдутся подсказки и приблизят нас к разгадке тайны Святого Грааля.


Мелкие, архитектурные украшения здания могли быть отображены под влиянием именно рыцарей. Например, над главным фронтоном есть изображение Иисуса, который поднял руку для благословения. Если присмотреться к кресту за головой Иисуса, то не трудно заметить, что его очертания точно совпадают с очертаниями креста ордена Тамплиеров.

Внутри церкви расположены 3 черные Мадонны. Есть версия, что именно черные Мадонны связаны с Тамплиерами. Они привозили эти образы из крестовых походов.

Могли ли Тамплиеры спрятать Святой Грааль именно здесь? Может ли Грааль быть связан с женщиной, образ которой стоит во всех церквях ордена?

Тамплиеры верили, что Дева Мария обладает большей мудростью, чем Иисус Христос. Для других церквей такая версия была приравнена к страшной ереси. Церкви всегда запрещали жителям самостоятельно искать истину, они требовали верить им на слово. Поэтому Тамплиеров преследовали за такую веру.

Но сами по себе Тамплиеры были не только войнами, защитниками, но и глубоко верующими. Они несли людям защиту и веру.
Существует версия, что рыцари всегда стремились донести информацию о просвещенности всему человечеству и зашифровали свое послание в архитектуре и рукописных романах. Они хотели, чтобы будущие поколения смогли узнать о них, их вере и убеждениях.

Кретьен де Труа зашифровал в своем романе часть мировоззрения рыцарей Тамплиеров. Легенды о святом Граале возникли на желании сохранить идеи рыцарей. Если это действительно было так, то какую именно мудрость они пытались нам донести?

Масоны – потомки Тамплиеров

Лондон. Здание великой объединенной масонской ложи Англии. Тут проходят международные собрания и тайные церемонии. Многие исследователи полагаю, что масоны могли иметь непосредственное отношение к ордену Тамплиеров.

Если изучать орден масонов и орден Тамплиеров, можно найти множество совпадений:

  1. Имеют тайные церемонии посвящения
  2. Первый магистр тамплиеров после женитьбы вошел в семью лидеров шотландского масонства
  3. Одним из высших чинов в масонстве является должность рыцаря

Но проблема заключается в том, что орден масонства возник лишь спустя 300 лет после ордена Тамплиеров.
Тут и появляется вопрос – Как орден Тамплиеров пог повлиять на масонское движение? Орден был ликвидирован в 1314 году, а масонство возникло в начале 17го века.

Может быть семьи рыцарей скрылись от глаз людей на 300 лет, передавая информацию из поколения в поколение.

В основе масонства лежат 2 принципа:

  1. Благотворительность
  2. Братство

В современном масонстве многие находят принципы рыцарей Тамплиеров.

Проанализировав романы и историю рыцарей, исследователи приходят к мнению, что Грааль не является каким-то материальным предметом. Это было какое-то неосязаемое сокровище, возможно это была некая идея жизни. Именно эту идею и несли рыцари людям.

Вы можете не быть рыцарем или масоном, но вы можете вести себя как подобает этим орденам – нести людям добро, помогать, сострадать, любить, верить.

Постскриптум

Святой Грааль, который породил множество легенд и мифов, который заставил исследователей искать, который породил сценарии к фильмам – может являться чьей-то верой и названо «Святым Граалем». Например, Иисус – это и есть Святой Грааль для нашего человечества. Он обрел вечную жизнь в истории планеты.

Может быть, Святой Грааль это не кубок и не камень. А это название ценности, которую для себя обретает человек или орден в целом.

А что вы скажете по этому поводу? Что действительно является Граалем, который ищут до сих пор?
Ждем ваше мнение и комментарии под статьей.


Готический собор Святой Марии (Catedral de Santa María de Valencia) – это главный храм Валенсии (Valencia). Важнейшим сокровищем собора является полупрозрачная чаша, называемая Святым Граалем, преподнесенная в дар собору королем Арагона Альфонсо V Великодушным в 1437 году. До 1916 года чаша хранилась в зале с реликвиями, но затем была перенесена в капитульный зал с капеллой Санто-Калис (Santo Cáliz), где хранится до сих пор.

Немного об истории собора, прежде, чем перейдем к "сладкому".))
Кафедральный собор Валенсии находится в самом центре Старого города Валенсии, по адресу Plaza de la Reina (Plaça de la Reina).
Северный фасад собора выходит на площадь Plaza de la Virgen (другие названия площади: Plaça de la Marede Déu или Plaça de la Seu).
Кафедральный собор в Валенсии был построен в 1238 году на месте бывшего римского храма Дианы – богини плодородия, флоры и фауны. Его еще называют La Seu (Ла Сео), то есть «архиепископская епархия».
Готическая архитектура сооружения сочетается с элементами ренессанса и классицизма, а также с мавританской башней- колокольней Микалет, позже переименованной в христианских традициях в честь архангела Михаила.
На 68-метровую башню ведет винтовая лестница со смотровой площадкой.

Западный фасад собора с Апостольскими вратами (Puerta de los Apóstoles) выходит на площадь Святой Девы. Такое название ворота получили из-за скульптур двенадцати апостолов, расположенных у входа. Фасад создавался в период 1303-54 гг. Автором арочной конструкции был архитектор Николас де-Аутона.

На площади plaza de la Reina можно увидеть металлический макет Валенсийского собора.

Здесь же врата «Лос Йеррос» (Puerta de los Hierros) – “Железные ворота” (1703-13 гг.) – главный вход в церковь. Эти врата были созданы архитектором Конрадом Рудольфом в стиле итальянского барокко.

Внутренний интерьер собора...

Капелла Санто-Калис (Santo Cáliz), где хранится Святой Грааль...

А вот и та самая заветная чаша...

"Но вот очутилась в зале Священная чаша Грааль под белым парчовым покровом, однако никому не дано было видеть её и ту, что её внесла..." (Томас Мэлори)

Начитавшись романов Дэна Брауна и его коллег, тема таинственного сосуда с кровью Иисуса занимает и мой бестолковый ум.))

Надо сказать, что впервые тема Грааля появляется в 1190 г. в литературном произведении французского поэта Кретьена де Труа «История Грааля», повествующем о юном Персивале, приближенном короля Артура, который попадает в замок загадочного короля-рыбака. Во время трапезы в зал входит красивый юноша с копьем, с которого капает кровь, а за ним - прекрасная молодая женщина с Граалем в руках. Чаша была из чистого золота и украшена множеством драгоценных камней; от нее исходило удивительное сияние. Во время обеда ее пустили по кругу. В рассказе говорится, что, поскольку заинтригованный Персиваль ничего не спросил ни о Граале, ни об окровавленном копье, зловещее предсказание осталось в силе: король-рыбак не сможет излечиться от ран на бедре, сделавших его калекой; его страна будет уничтожена, погибнут сотни рыцарей, и многие вдовы и сироты наденут траур.

Известной же во всей средневековой Европе легенду о Святом Граале сделал Робер де Борон (французский поэт 12-13 века). Он одухотворил обычную чашу, упоминавшуюся во французском романе, и превратил её в кубок Тайной вечери, тот самый кубок, в который, по преданию, собирал кровь Христа после распятия Иосиф Аримафейский. Де Борон также был первым, кто упомянул о перевозе Грааля в Британию, где он был спрятан. С тех пор на острове существовала династия хранителей Грааля, одним из которых впоследствии стал Персеваль.

В книге "Код Да Винчи" Дэна Брауна идет разговор о фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Согласно библейскому сюжету, именно на Тайной вечере, накануне предательства Иуды и ареста Иисуса, Спаситель пил из чаши вино. Но на фреске Леонардо чаша на столе отсутствует, зато справа от Иисуса сидит один из апостолов, имеющий скорее женские черты, нежели мужские. В романе автор предполагает, что это – не Иоанн, как считалось ранее, а… Мария Магдалина. Дэн Браун предполагает, что Иисус и Мария Магдалина были женаты, более того, у них родилась дочь Сара, которая впоследствии положила начало династии Меровингов. После этого понятие «Святой Грааль» стали употреблять в значении «святая кровь» и заговорили о потомках Бога, которые, возможно, не без помощи ордена тамплиеров, и по сей день живут на земле.
Дэн Браун эту версию придумал не сам, он руководствовался в своей работе книгой Майкла Бейджента, Ричарда Ли и Генри Линкольна «Святая кровь и Святой Грааль».По мнению авторов, именно приоры до сих пор хранят тайну местонахождения Святого Грааля, скрывают правду об истинной жизни Иисуса Христа, Марии Магдалины и их потомков.

О чаше в соборе Валенсии.
Раньше чашу в соборе использовали в религиозных церемониях, но в 1744 году ее случайно уронили на пол, и она раскололась, после чего решено было ее отреставрировать и в дальнейшем хранить просто как культовый предмет (теперь чаша используется только в особо торжественных случаях). Два Папы Римских (Иоанн Павел II и Бенедикт XVI) во время посещения Валенсии использовали чашу во время проведения массовой службы.

Если верить библейскому преданию, Грааль - это чаша, которой пользовался Христос на Тайной Вечере. Позже Иосиф Аримафейский, дядя Христа, сумел заполучить эту чашу у Понтия Пилата, в которую собрал кровь из ран распятого на кресте Христа, и переправил её в Британию, где Грааль стал талисманом первых христиан. Захороненная или потерянная где-то близ Гластонбери - первого центра христианства в Британии, - чаша стала объектом поисков, которые продолжались много веков. Рыцарям короля Артура каким-то образом удалось разыскать Грааль - к тому времени чаша считалась не только христианской святыней, но и неким волшебным сосудом, содержимое которого дарит обладателю вечную молодость и неземную мудрость.

Этой чаше более 2000 лет. Католическая церковь признала её подлинной святыней. Ватикан признал её «свидетельницей шагов Христа по земле».

Чаша представляет собой халцедоновый (или агатовый) кубок темно-красного оттенка высотой 7 см и 9,5 см в диаметре, стоящий на подставке с двумя ручками, которые, однако, появилась позже. Данная разновидность минерала, из которого изготовлена чаша, называется карнеолом или сердоликом и датируется I в. н.э. (по другим данным, она была изготовлена в 100-50 году до н.э.). Археолог Антонио Бельтран отнёс чашу к началу новой эры (1 век) и определил, что она была создана в мастерской Египта, Сирии или самой Палестины, что доказывает возможность нахождения чаши на Тайной Вечере.
Чаша отделана золотом, ценным жемчугом и изумрудами. Основание и две ручки чаши были добавлены в Средневековье, так что лишь сама чаша может считаться настоящей реликвией.
Нет одной истории появления чаши в Валенсии.
Одна история рассказывается следующее...
В 258 году в Риме правил император Валериан, который устраивал жестокие гонения на христиан. И как-то в его руки попался архидиакон Лаврентий, который якобы хранил у себя несметные сокровища Римской христианской церкви. На все приказы императора отдать сокровища, чтобы пополнить истощенную казну (к тому же необходимо было уничтожить особенно почитаемые у христиан реликвии и тем самым навсегда избавить страну от ненавистной Валериану религии), Лаврентий отвечал отказом, за что в скором времени и принял мученическую смерть. Но несгибаемый служитель церкви перед собственной гибелью успел переправить сокровища, среди которых упоминалась и чаша Христа, в свой родной город Оска, в Испанию, к своим родителям. От них реликвия перекочевала в церковь Святого Иоанна в Пиренеях, а затем попала в кафедральный собор в Валенсии.

Другая история такова.
После смерти Девы Марии ученики Христа распределили между собой ее имущество, и чаша, из которой Христос вкушал на Тайной вечере, была увезена святым Петром в Рим. Из-за преследований, которым подвергались христиане, папа Сикст II в III веке поручил ценную реликвию св. Лаврентию, который хранил ее в своем родном городе Уэска. Там чаша находилась вплоть до 712 года, после чего спасавшиеся от мусульман христиане спрятали ее в Пиренеях, а затем в монастыре Сан-Хуан-де-ла-Пенья близ города Хака. В 1399 году монахи подарили Грааль королю Арагона Мартину I, и чаша попала в Сарагосу, во дворец Альхаферия. В 1424 году Альфонсо V Великодушный перевез реликвию в Валенсию в знак благодарности за помощь, оказанную королевством Валенсия в его средиземноморских битвах.

Кое-какие детали историй, конечно, сходятся.
Но самое интересное заключается в том, что чаш Грааля объявляли в нескольких разных местах по всему миру. Так что до сих пор нет определенности, какая из них настоящая.

В 2014 году вышла книга Маргариты Торрес и Хосе Ортеги-дель-Рио «Короли Грааля», где авторы прослеживают историю потира доньи Урраки до древнего Иерусалима и доказывают, что он вполне может быть чашей Тайной вечери. Исследование стало очередной сенсацией. Так называемый потир доньи Урраки, ониксовая чаша для богослужений в золотой оправе, украшенной драгоценными камнями, - гордость базилики Сан-Исидоро. Жившая в XI веке донья Уррака, старшая дочь Фердинанда I, короля Кастилии и Леона, была благочестивой особой и щедро одаривала церкви. Этот сосуд она преподнесла базилике Сан-Исидоро, в которой впоследствии принцессу и похоронили.

Многие путеводители по Турину утверждают, что чаша Грааля находится именно в этом городе. Перед храмом Великой Богоматери расположены 2 статуи - Веры и Религии. Статуя Веры держит в левой руке чашу, в которой местные жители видят изображение чаши Грааля. В путеводителях сказано, что взгляд статуи указывает то направление, в котором следует её искать.

Еще один город – «убежище» Грааля – итальянская Генуя. Чаша, хранящаяся там в соборе Святого Лоренцо, сделана из стекла изумрудного цвета и имеет необычную шестигранную форму. Происхождение этого раритета неизвестно, в документах указано только то, что его забрали в качестве трофея из мечети в Кейсарии в Палестине во время первого крестового похода.
По свидетельству Гийома Тирского, это трофей крестоносцев, найденный в одной мечети в древнем палестинском городе Кесарее в 1101 г. Отождествление с Граалем основано на «Золотой легенде» Якопо Ворагинского - собрании христианских преданий XIII века, где сказано, что Иисус с учениками на Тайной вечере пил из изумрудной чаши. Когда Наполеон захватил Геную, он перевез святыню в Париж. Затем чашу вернули обратно, однако в пути она треснула. Так с трещиной ее сейчас и лицезрят.

Другие следы чаши ведут в базилику Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура в Риме.
Многие фрески в этом храме, на которых есть изображение Грааля, указывают на то, что чаша спрятана в катакомбах, расположенных под базиликой. Кстати, сам храм построен на месте погребения святого Лаврентия, что тоже наводит на мысль о закономерности хранения там реликвии. В 1938 году монахом-капуцином Джузеппе Да Бра была произведена подробная опись помещений катакомб. В ней упоминается 20-метровая комната со стоящими в ней скелетами. Один из скелетов держит в руках сосуд, по всем признакам похожий на Святой Грааль.

Чаша из Метрополитен-музея в Нью-Йорке представляет собой два серебряных сосуда, вставленных один в другой. Наружный, позолоченный, украшен замечательными рисунками, изображающими Сына Божьего и некоторых его соратников-апостолов.
Чаша была отреставрирована во Франции и в 1933 году выставлена на Всемирной выставке в Чикаго как чаша Тайной Вечери.

Ученые, проведя анализы и исследования, пришли к выводу, что внешняя чаша сделана несколько позднее, чем внутренняя, которая выглядит гораздо скромнее, но вызывает больше споров. Ученые установили, что время ее изготовления – I век н. э., и она вполне может оказаться знаменитым Граалем. Чаша была найдена при раскопках в городе Антакья (Антиохия) на юге Турции.

"...у него тоже было тайное желание, которое он хотел загадать Святому Граалю..."

Говорят, что все, что загадаешь около Грааля, все сбывается. Ну, дай бог!

Леонардо да Винчи

Данте Габриэль Россетти. Святой Грааль

Что из себя представляет Святой Грааль? Где он находится? Существует ли он на самом деле? Все эти вопросы до сих пор не разгаданы. Множество экспедиций отправлялись на поиски Святого Грааля, но ни одна не увенчалась успехом.

"Но вот Грааль…

Каким путем

Ты, грешник, мог прознать о нем?

Лишь в небесах определяли

Кто смеет ведать о Граале.

За что б тебе такая честь Знать, что Грааль священный есть?!"

Вольфрам фон Эшенбах, Парцифаль.

Распятый Христос

О существовании Святого Грааля мы можем прочесть в Библии. Чаша, которая присутствовала во время Тайной вечери, и в которую впоследствии при распятии собрали немного крови Иисуса Христа.

Музей Прадо: Тайная вечеря (Евхаристия) - Хуан де Хуанес. Около 1562. Дерево, масло. 116х191

Впервые о Граале миру поведал в конце XII века Кретьен де Труа, и предание с невиданной быстротой распространилось по Европе. Оно гласило, что в загадочной стране есть неприступная гора, на которой возвышается замок Монсальват, «Гора спасения».

Путь наверх преграждают бурная река и отвесные скалы. И только чистый сердцем, самоотверженный, помогающий слабым и сражающийся за добро и справедливость может войти в замок Монсальват, где хранится величайшая святыня — Грааль. Только победивший соблазны и искушения этого мира и развивший многие добродетели может созерцать Грааль. И то — если будет позван. Неудивительно, что начиная с XII века многие пытались попасть в загадочную страну и достичь высочайшей из целей.

"Parsifal vor der Gralsburg" — Weimar 1928 von Hans Werner Schmidt (1859-1950)

Georg Daubner (Berlin 1865-Strasbourg 1926), Devant le chateau du Graal.

Герман Хендрих (1854-1931). Почтовая открытка по мотивам вагнеровского «Парцифаля».

Hans Thoma (1839-1924) Die Gralsburg.

Герман Хендрих (1854-1931). Парцифаль и замок Грааля.

Эту повесть ему так и не удалось закончить по неизвестным причинам. Как утверждал Кретьен де Труа, его повесть основана на книге Филиппа Фландрского.

Образ Персиваля Уэльского был основан на валлийской саге о богатыре Придере. Именно в сагах о Придере часто говорится о волшебном кубке, который совпадал своими свойствами со Святым Граалем.

«Дева с Граалем в замке Корбин». Иллюстрация Артура Рэкема к «Роману о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола» Альфреда Полларда (1917)

Видение Грааля Галахаду, Персифалю и Борсу.

Именно в сборнике валлийских устных преданий «Mabinogion» содержатся саги о Придере. В этих сборниках есть несколько рассказов и о короле Артуре.

Сами герои валлийских преданий были взяты из еще более древних кельтских преданий с немного измененными именами. Например, король Лир пошел от Лера, одного из правителей народа Туату де Даннан.

Миф о народе Туату де Даннан гласит, что этот народ прибыл с севера. У этого народа было несколько магических вещей - это кубок, копье, и меч.

В легендах о короле Артуре присутствуют именно эти предметы - Святой Грааль, копье судьбы и меч Эскалибур.

Oración en el huerto de los Olivos

«Распятие», Нижнерейнский мастер, XV в.

Крейн Уолтер

В 1200 году Робер де Борн в своей поэме «Иосиф из Аримафеи» написал, как Грааль попал в Британию. Робер де Борн также, как и Кретьен Де Труа, сослался на старую книгу, в которой Иисус призвал Иосифа Аримофейского и дал ему чашу Тайной Вечери. После смерти Христа Иосиф с семьей уехал из Палестины далеко на запад, где начал проповедовать христианство.

Иосиф Аримафейский (Пьетро Перуджино)

Ио́сиф Аримафе́йский

Но как бы ни были популярны сказания о Святом Граале, церковь так и не признала его, как святую реликвию. Возможно, именно поэтому Грааль стал неким символом организованного еретического движения западного христианства.Исследователи считают, что Робер де Борн, когда писал свою поэму, вольно или нет ссылался на гностическое «Евангелие от Никодима», в котором изложен миф о Иосифе, чаше и копье. Кстати, именно взгляды гностиков лежат в основе всех западноевропейских еретических течений.

Собственную версию поэмы о Святом Граале создал Вольфрам фон Эшенбах, она получила название «Парсифаля». Он также утверждал, что при создании поэмы он основывался на старинных источниках. Вольфрам фон Эшенбах в своей поэме утверждал, что Святой Грааль хранит орден Тамплиеров.

Самым же известным произведением из цикла о Святом Граале является «Queste del Sail Graal» неизвестного автора. Но недавно благодаря исследованиям, стало ясно, что автор этого произведения был связан с цистерцианцами, духовным лидером которых был знаменитый аббат Бернар Клервосский. Именно ему некоторые исследователи и приписывают авторство. Орден цистерцианцев был основан в 1098 году, и он находился под сильнейшим влиянием тамплиеров, ну, или другими словами был крылом ордена.

Св. Бернард Клервоский, Георг Андреас Вассхубер

Героем известного произведения является рыцарь Галахад, который совершил множество подвигов. Галахэд становится обладателем Святого Грааля и привозит его в Саррас, обращая самый языческий из всех городов в христианство благодаря чуду Святого Грааля.

Галахад — рыцарь Круглого стола Короля Артура и один из искателей Святого Грааля, Джордж Фредерик Уоттс

Артур Хьюз. Сэр Галахад

В Саррасе Галахад и умирает от старости. После его смерти множество горожан Сарраса видят чудо: небо разверзлось и спустившаяся рука Галахада унесла Святой Грааль в горы.

В этом рассказе метафорически говорится, что Святой Грааль был скрыт от людского глаза. Но вот вопрос, где? Возможно, ответ на этот вопрос был у альбигойцев (катары), которые являлись последователями еретического движения, основанного на Святом Граале.

Учение альбигойцев было идентично учению тамплиеров. А в крепости Монсегюр - столице альбигойцев - хранилось что-то, что специально было скрыто от людских глаз и имело в себе Великую Тайну.

Монсегюр

Осада Монсегюра

В ноябре 1243 года началась осада последнего прибежища катаров — замка Монсегюр на юге Франции, в Лангедоке. В феврале 1244 года сопротивление защитников крепости было сломлено, они согласились сдаться, но попросили 10 дней перемирия, в течение которых провели таинственные обряды. Перед самой сдачей Монсегюра несколько человек ночью, рискуя жизнью, спустились по веревке с отвесной скалы, унося с собой нечто очень важное. Им удалось незамеченными пробраться мимо крестоносцев. Остальные катары были обвинены в ереси и казнены.

Монсегюр

Руины замка Монсегюр.

По одной из теорий беглых еретиков приняли Тамплиеры, которые были близки по духу с альбигойцами.

Орден Тамплиеров, который прославился своим своеобразным толкованием христианского вероучения, близким к гностическому, был основан в 1118 году. Вскоре после орден стал самым влиятельным и богатым из все христианских в те времена. Папство не могло долго терпеть этого, и в 1312 году, Папа Римский своей буллой «К провидению Христа…» упразднил орден. Но после упразднения ордена, его сокровища, включая и Святой Грааль, исчезли.

Круглый стол короля Артура

Holy-grail-round-table-bnf-ms fr-116F-f610v-15th-detail

По некоторым данным местонахождение Святого Грааля связывают с английским аббатством Гластонберри, в свитках которого есть упоминания о Артуре и рыцарях круглого стола. Многие считают, что Святой Грааль до сих пор скрыт в подземельях аббатства.


Развалины Гластонберийского аббатства

После гибели Ордена Тамплиеров на многие годы угас интерес к Святому Граалю. Но так или иначе след Святого Грааля много раз возникал по всей Европе. Например, чешские табориты шли в бой под знаменем «святой чаши». А огромные знания гностиков породили множество тайных обществ, которые расцвели в XII-XIX веках.

Интерес к Святому Граалю снова возрос, когда в 1918 году, в Германии, оккультное «Общество Туле» начало разработку национал-социализма

Отто Ран, который являлся одним из разработчиков нордической теории, начал поиск Святого Грааля в 1930 году. Он начал свои поиски с развалин Монсегюра, но долго там не задержался. В 1935 году Отто Ран написал свою известную книгу «Крестовый поход против Грааля», в которой Святой Грааль был назван «Чашей Нибелунгов». Позже он посетил множество мест, где было упоминание о Святом Граале. Но в 1937 году он бесследно исчез. До сих пор о его дальнейшей судьбе ничего неизвестно.

Отто Вильгельм Ран

Основываясь на его работах, в 1943 году Германия специально снарядила экспедицию на поиски Святого Грааля в пещеры Монсегюра. Но экспедиция не увенчалась успехом, и уже в 1944 году прекратила свои поиски.

Исследователи до сих пор не могут определить точно, где именно спрятан Святой Грааль. Некоторые утверждают, что он находится в пещерах Монсегюра. Другие утверждают, что нужно искать в аббатстве Гластонберри. Третьи говорят о том, что в средневековой Европе было множество мест, где можно было спрятать Святой Грааль. Четвертые же утверждают, что Святой Грааль находится в тайниках Ватикана.

В свете последних событий, когда начали быстро находиться давно забытые и потерянные ценности. Один из исследователей этого вопроса, высказал предположение, что, возможно, Святой Грааль просто пылиться у кого-то на полке, а его хозяева даже и не догадываются о его ценности.

Хотя христианские толкования и пытались скрыть языческий дух повествований о Граале, сейчас у ученых почти не осталось сомнений в том, что на самом деле не существовало никакой подлинной традиции, связанной с потерянным потиром с Последней Вечери, который христиане назвали Святым Граалем. Этот сосуд имел абсолютно языческое происхождение и женскую коннотацию, являясь разновидностью кельтского котла возрож-дения (чаши с животворной кровью, символизирующей женское тело), часто упоминаемого вместе с мужским символом - так же, как Грааль упоминается вместе со священным копьем. Копье и чаша еще в древней античности являлись символами двух полов, а затем этот символизм распространился по всему миру. Копье обозначает мужскую репродуктивную энергию, а чаша, или ваза, - женскую.

Кельтский котел из серебра

На протяжении всей истории о Граале прослеживается его языческое происхождение и женский символизм. За преувеличенно христианскими внешними признаками поиска Грааля скрывается языческий эпос, древний текст которого проступает сквозь христианские прикрасы.

Даже в христианском варианте повествования происхождение Грааля довольно подозрительно. Он был создан из драгоценного камня, выпавшего из короны Сатаны, когда тот спускался в преисподнюю. Этот камень называли по-разному - камень Феникса, Lapis Exilis, Lapis Judaicus, или Theolithus (божий камень). Его волшебная сила могла вернуть молодость или обеспечить неистощимые запасы пиши. По словам Вольфрама фон Эшенбаха «этот камень превращает птицу феникс в пепел, из которого снова возрождается жизнь.

Под воздействием этого камня феникс меняет оперение и опять появляется в былом великолепии. Каждый, кто посмотрит на этот камень, сможет избежать смерти в течение целой недели, как бы он ни был болен. Тот, кто его увидит, перестает стареть. Люди становятся молодыми на следующий же день после того, как увидят этот камень. Он дает человеку такую силу, что его кожа и кости сразу стано-вятся вновь молодыми, и если кто-нибудь владел бы им на протяжении двухсот лет, он не постарел бы, а только поседел. Этот камень называется Грааль».

Данте Габриэль Россетти. Святой Грааль

Подобные сведения указывают на то, что Грааль представляли вырезанным из камня. Некоторые представители церкви поддержали эту традицию и создали соответствующие предметы для назидания верующих и для благочестивых подношений. Утверждалось, что знаменитый Sacro Catino, зеленый сосуд, хранившийся в Генуе, являлся Святым Граалем, вырезанным из цельного изумруда огромных размеров. Много веков ему поклонялись, пока в результате исследования не выяснилось, что этот сосуд был изготовлен из зеленого стекла, после чего он перестал считаться Граалем

В соборе Валенсии хранится чаша, которую католики считают именно той, которая была на Тайной Вечере. Собственно, на роль святыни претендует лишь верх чаши - сфера, вырезанная из агата. Золотая оправаизготовлена в XIII в., нижняя, тоже каменная часть, вырезана в Х в. и украшена арабской надписью, упоминающей Азахара Медину из Альманзора. В документах чаша впервые упоминается 26 сентября 1399 года, когда она была подарена арагонскому королю Мартину I. Древнейшее же упоминание о почитании чаши Тайной вечери содержится в записках паломника VII века, которому показывали серебряный сосуд в Иерусалиме.

El altar mayor del Monasterio de San Juan de la Peña hay una reproducción del Santo Grial (eso se supone)

Monastery of San Juan de la Peña, in Aragón. (Spain).

Чаша в кафедральном соборе Валенсии

В июне 2006 г. папа Ратцингер, будучи в Валенсии, использовал эту чашу во время мессы с особым благоговением, хотя он всё-таки не высказался решительно в поддержку её подлинности. В подлинность чаши веруют тысячи католиков.

Кретьен де Труа описывал Грааль в виде сосуда из металла, усеянного драгоценны ми камнями: «из чистейшего золота и усыпан драгоценными камнями, самыми богатыми и самыми разнообразными, какие только можно найти на земле и в море. Ни один камень не сравнится с камнями Грааля».

Http://vespig.wordpress.com/

http://skifos.livejournal.com/53042.html

…Грааль до того тяжеловесен,
что никому из грешных человек не поднять его вовек.

Вольфрам фон Эшенбах. Парцифаль

Легенды о Святом Граале не перестают волновать воображение уже много веков. Неясная, таинственная реликвия, один из самых интересных и легендарных символов, который несет в себе неслыханную мощь. Исток легенды о Чаше Грааля лежит, по всей видимости, в мифах древних кельтов. В их преданиях Священный Грааль - это каменный сосуд в виде чаши, сделанный из изумруда, который архангел Михаил выбил мечом из короны Люцифера (согласно другим легендам Грааль - это чаша, вырезанная из дерева).

Эта бесценная мистическая реликвия уцелела во время потопа. И в дальнейшем из этого сосуда на Тайной вечере пил Иисус и из него причащались его ученики. В , согласно старым преданиям, также была собрана кровь Спасителя, пролитая на Голгофе. После казни Иисуса Чаша Грааля таинственным образом исчезла. Распространена легенда, что Грааль и , которым были нанесены раны Христу, сохранил и привез в Британию Иосиф Аримафейский. По сей день бытует мнение, что Грааль какое-то время находился у альбигойцев, но после взятия Монсегюра его там не обнаружили.

По еще одной версии, Грааль - некий священный камень, который связан с тайной мистической жизнью Иисуса. Все последующие поиски исчезнувшей реликвии так и не увенчались успехом, но появилось множество легенд, повествующих о «приключениях» Чаши Грааля. Слова «Святой Грааль» часто используются в переносном смысле как обозначение какой-либо заветной цели, подчас недостижимой или труднодостижимой.


Принципиально отличаются от «вещественных» версий (чаша, камень) предположения о том, что Грааль - выражение неких мистических духовных идей. Чаша Грааля - это состояние души, соединения человека с Богом, то есть найти Грааль - означает достичь просветления.

Исследователи всегда интересовались происхождением легенды о Граале. Британские корни предания о чаше уходят в мифологию древних кельтов, но легенда о чаше была переосмыслена в христианском духе. По легендам Иосиф Аримафейский, взяв чашу, из которой пил Спаситель в свой последний вечер, собрал в нее кровь Господа и с этой реликвией ходил по свету, проповедуя христианство.

Странствуя Иосиф достиг Британии, где решил остановиться и основать монастырь, названный Гластонбери (согласно некоторым из источников, именно в этом монастыре и была спрятана Чаша, которая стала впоследствии для людей воплощением Божией благодати). Основав монастырь, Иосиф создал монашеско-рыцарский орден, члены которого были первыми хранителями чаши, и они же, несмотря на отчаянное сопротивление, оказанное ими в V–VI столетиях захватчикам Британии - саксам, вынуждены были перевезти святыню в Саррас (местонахождение неизвестно), откуда Чаша Грааля, по одной версии, была «вознесена на небо», по другой - осталась в Гластонбери.

Однако старая церковь в Гластонбери, помнившая, может быть, рыцарей Круглого стола, сгорела в 1184 г., на ее месте была построена новая. А в традиционном веровании глубоко укоренилось мнение, что Грааль укрыт в подземельях аббатства. В этом варианте Чаша связана с преданиями о короле Артуре. Во времена правления легендарного короля священная реликвия была спрятана на дне древнего колодца где-то в глубине острова. Рыцари Круглого стола по наказу Мерлина отправились на поиски.

В некоторых из романов Артуровского цикла Грааль находят и доставляют в Камелот, но чаша не принесла счастья королевству. Видя это, забрал ее с собой на таинственный остров Авалон и таким образом отвел беды от земли бриттов. В течении какого времени Чаша пробыла на Авалоне - неизвестно, но в следующий раз следы ее отыскались только в XIII столетии у еретиков из провансальского городка Альби. И отсюда начинается история Грааля катаров. По легенде, он был спрятан в подземельях Монсегюра вместе с другими сокровищами еретиков - альбигойцев: древними манускриптами, хранящими тайную мудрость, таинственными реликвиями. Но когда крепость - последний оплот катаров - пала, победители не смогли обнаружить никаких следов Грааля.

Есть исследователи которые считают, что сказание о Чаше Грааля связано с тайным оккультным обществом, основанным в незапамятные времена и обладающим сокровенным знанием, которое передается из поколения в поколение.

Среди этих абсолютно различных теорий легенды Артуровского цикла выглядят наиболее привлекательно, но нет ни одного факта, который смог бы подтвердить их. Ну, а гипотезу о тайном оккультном обществе разделяют как правило те, кто вообще склонен рассматривать все человечество как собрание тайных обществ.

Языческие же корни легенды о Чаше Грааля указывают на ее происхождение от очень древнего индоевропейского мифа о магической посуде - символе жизни и возрождения. Со временем эта легенда наполнилась новым смыслом, получив христианскую окраску. Эта реликвия - символический источник жизни и бессмертия, изобилия и плодородия, «чудесный кормилец». Испивший из чаши Грааля получает прощение грехов. По желанию она в мгновение ока дает любые блюда и драгоценности, а тот, кто пьет из нее, излечивается от всех недугов; даже мертвые, стоит ей только коснуться их губ, возвращаются к жизни.

Обладая способностью чудесно насыщать своих избранников неземными яствами, Чаша в западной традиции занимает то же место, что и восточная жертвенная чаша с ведической сомой, авестийской хаомой или греческой амброзией - пищей богов. У кельтов чаша, полная вина, пива или меда, которую юная девушка подносила вступающему на престол королю, является символом верховной власти. Впоследствии это значение переносится на чашу Грааля, на поиски которой отправляются рыцари Круглого стола.

Символика расположения Грааля в центре Круглого стола, вокруг которого сидят рыцари, весьма близка китайскому образу неба, которое имеет форму круга с отверстием посередине (аналог чаши или кубка). В египетском символизме имеются ассоциации между чашей жизни и сердцем как центром жизни. Иероглиф, который обозначал сердце, имел форму сосуда.

Поиск Грааля и в языческой, и в христианской традиции - это возвращение в рай, духовный центр человека и Вселенной; символ инициации, проверки через испытания и встречу со смертью в поисках скрытого смысла и тайны жизни. Поиски как правило предпринимаются «солнечным героем», не имеющим представления о своей истинной природе. К примеру, Парцифаль, воспитанный в лесном уединении, юноша, одаренный рыцарскими доблестями, или рыцарь-аскет, девственный Галахад, сын грешного, но величайшего из рыцарей - Ланселота.

Грааль играл довольно значительную роль в тайной символике средневековых алхимиков. Вдыхающий новую жизнь в Феникса и дающий вечную юность тем, кто ему служит, Грааль имеет отношение к символике философского камня. Он также выступает в качестве барки, ковчега, в который заключены семена циклического возобновления жизни, семена утраченных традиций. Святой Грааль, чаша содержащая кровь, основу жизни, отождествляется с сердцем, а как следствие, с центром.

Грааль соединил в себе два элемента: чаша или сияющий кубок с сердцем (треугольник, поставленный на вершину) олицетворяет женское, воспринимающее, водное начало, а копье или меч (треугольник, направленный вершиной вверх) - мужское, активное, огненное начало. Эти элементы объединены носителями жизни - кровью или священной жидкостью, стекающей в чашу. Жизнетворные, обновляющие силы, излучаемые солнечным сосудом, и силы уничтожения, являющиеся в образе кровоточащего копья, заключают в себе двойное таинство. Соединение противоположных начал играло важную роль в алхимической трансмутации - превращении.

В христианстве Грааль является неоднозначным символом. Следует отметить, что ни одно из преданий о Граале не признано официальной церковью. Ни один церковный летописец ни разу не обмолвился о Святой чаше, хотя во всех четырех евангелиях сказано о человеке по имени Иосиф, который выпросил у Понтия Пилата тело распятого Христа и, обернув его плащаницей, положил в гробницу, высеченную в скале.

О Граале имеются упоминания только в апокрифах. Но его образ довольно популярен в эзотерическом христианстве - Грааль символизирует святое Сердце Христа. Когда, по преданию, волшебный изумруд был отобран у Люцифера, после низвержения последнего в бездну, и из этого камня и был сделан Грааль, то подобно Деве Марии, искупившей грех Евы, кровь Спасителя посредством Грааля искупила грех Люцифера.

Таким образом, значение Грааля все больше связывается с муками Христа, с идеей добровольной жертвы и искупления. В христианской легенде Чаша была дана Адаму, но оставлена им в раю после грехопадения. Он до сих пор находится в центре рая, и его нужно снова найти, новый Искупитель обретет чашу и восстановит рай для человечества.

Образ Грааля, конечно, нельзя полностью сводить ни к церковному таинству, ни к кельтскому мифу. Для рыцарской культуры Средневековья важность Грааля как символа состояла в том, что он соединял дух рыцарских приключений, вольную игру фантазии, использующей осколки полузабытой мифологии, и христианскую мистику.

Эта чаша является символом благородства, чистых помыслов, душевного здоровья и стремления возвыситься, потому как только те из ищущих, кто обладает совершенной чистотой сердца, могут достичь успеха на своем пути. Всякий недостойный, приблизившийся к святыне, бывает наказан раной или недугом, но может ожидать исцеления от той же святыни. Грааль - это тайна, которая открывается лишь самым достойным.

Легенды о Граале возникли в Средневековье как составная часть легенд об короле Артуре, а в письменной литературе появились на территории Франции в XII столетии. Искатели Грааля Персиваль, Гавейн, Ланселот, Боре, Галахад - все рыцари короля Артура, отправлявшиеся в свои мистические странствия из Артурова двора, однако на этом сходство между их приключениями заканчивается. Хотя ни одна хроника не подтверждает, что кто-то из рыцарей нашел чашу и привез Артуру, но местонахождение Грааля молва настойчиво связывает с легендами о короле Артуре и с уже упоминавшимся английским аббатством Гластонбери.

Само название «Грааль» восходит к старофранцузскому редкому слову graal, обозначавшему большое блюдо, поднос. Именно такую форму имел священный сосуд, о котором говорится в старейшем из имеющихся текстов о Граале. Самый первый вариант повести о Чаше Грааля - «Персиваль, или Повесть о Граале» - опубликовал известный поэт и трубадур Кретьен де Труа около 1180–1182 г. Там Грааль описан как большое выложенное драгоценными камнями блюдо, которое по залам замка проносит дева. Эта повесть осталась незаконченной.

Наиболее сложная версия христианизированной легенды о Граале содержится в романе «Подвиг во имя Святого Грааля», где описано, как Спаситель сходит с небес и участвует в евхаристии, совершающейся в Замке Грааля. Версию легенды о Граале, содержащуюся в этом романе, включил в свою книгу «Смерть Артура» Т.Мэлори. От Мэлори ее перенял А.Теннисон и использовал в «Королевских идиллиях», избрав своим мистическим героем Галахада.

Другой знаменитой интерпретацией граалевского мотива в XIX столетии является «Парсифаль» Р.Вагнера, где композитор усилил религиозный смысл своего источника, «Парцифаля» Вольфрама фон Эшенбаха. В наши дни самая значительная обработка граалевского сюжета - «Бесплодная земля» Т.С.Элиота, где средневековая тема используется для изображения бесплодности цивилизации XX столетия. Опера Вагнера и поэма Элиота поспособствовали возрождению интереса к средневековой легенде.

Следует заметить, что некоторые исследователи полагают, что первичное ядро легенды о Граале имеет не кельтское, а восточное происхождение и что в конечном счете именно на Востоке надо искать ее корни. Считают, что в мавританскую культуру Испании (а из нее в христианскую) эта легенда пришла из Аравии или даже из Персии, другие считают родиной этой легенды Индию. И потому в ряде эпических песен, как, к примеру, у Вольфрама фон Эшенбаха, Грааль возвращается из греховной Европы назад в Индию.

В поэме Эшенбаха чисто христианские элементы отодвигаются на второй план и прослеживается терпимость, даже любовь, к людям Востока - как, впрочем, и в других произведениях. Сам фон Эшенбах признается, что при написании своего труда он использовал утерянную поэму провансальца Киота, источником которой послужила не чисто христианская легенда, но арабское повествование о Граале, обнаруженное в Толедо (Испания) и написанное «язычником» Флегетаном «из рода Соломона».

Флегетан же «был известен как большой знаток звезд, астролог, и в звездах прочел он тайну Грааля». Познакомившись с его трудом, Киот попытался разыскать по латинским книгам, где может находиться «племя чистых сердцем, призванное служить Граалю». Он ознакомился с хрониками разных европейских стран и в городе Анжу нашел рассказ о предках Парцифаля, уводящий на восток, но потому как первоисточник утрачен, то дальнейшие детали теряются во тьме веков.

Постепенно легенды о Граале перестали занимать внимание посвященной публики, перейдя в область народных преданий. Но тень реликвии незримо осеняла многие события средневековой Европы. Чешские табориты шли в бой под знаменем с изображением «калики» - священной чаши, в которой легко можно угадать Чашу Грааля. И знание гностиков не умерло с разгромом катаров и тамплиеров - оно продолжало жить в среде многочисленных тайных орденов и организаций, которыми изобилует история XII–XIX столетий.

Оно оказалось востребовано в начале XX столетия, когда оккультное «Общество Туле», возникшее в Германии в 1918 г., начало разработку оккультно-мистической базы национал-социализма. А вместе с учением гностиков оказалась востребованной и Чаша… Первоначально поиски Грааля возглавил некий Отто Ран - один из разработчиков нордической теории. В начале 1930-х годов он посетил развалины Монсегюра, но, насколько можно судить, серьезных поисков не проводил, а по результатам поездки выпустил книгу «Крестовый поход против Грааля», где именует Грааль «чашей нибелунгов».

1937 год – после своей второй поездки в Лангедок, Ран внезапно исчез. О его судьбе по сей день ничего не известно. В июне 1943 г. в Монсегюр из Германии прибыла большая экспедиция, проводившая работы в пещерах до весны 1944 г. И хотя она ничего не смогла обнаружить, система подземных укрытий и ходов, проложенных катарами в скальном грунте под Монсегюром, по мнению археологов, дает возможность надеяться на то, что священная реликвия может находиться там. Впрочем, недоступных тайников в средневековой Европе было весьма много…

Самое большое распространение легенда о Святом Граале получила благодаря рыцарскому роману Кретьена де Труа, написанного в XII веке, как раз в разгар крестовых походов. Сам же Труа за основу своей книги взял уже существовавший материал, а точнее книгу кельтских легенд и мифов называемую – «Мабиногион».

Рукопись Кретьена де Труа в то время пользовалась большим успехом, и текст многократно переписывался и все больше и больше распространялся по миру. Таким образом, он попадал в руки людям, которыми овладевала мысль найти эту ценнейшую реликвию. Они проводили свои поиски, потом публиковали свои книги, и так эта легенда дошла вплоть до наших дней.

Самым заинтересованным исследователем средних веков был Леонардо да Винчи. Именно на основе его рукописей и выводов ведутся дальнейшие исследования и изыскания в наше время.

Все христиане в мире верят, что Святой Грааль – это чаша, в которой на тайной вечере Иисус Христос превратил свою кровь в вино и из которой причащались апостолы, а через три дня в эту чашу Иосиф из Аримафеи, собирал капли крови Иисуса, стоя у креста.

Святой Грааль ненадолго задержался в Древней Иудеи – Иосиф Аримафейский вывез чашу в Европу, как предполагается на территорию современной Англии. Чашу как реликвию хранили долгие годы пока в 258 году, после гибели священника Лоренцо, который был ответственным за сохранность христианских сокровищ по порученную папы Сикста V, она не пропала. Некоторые историки считают, что она находилась у тамплиеров, в качестве одного из самых ценных сокровищ, и позднее пропала вместе со всеми остальными богатствами крестоносцев.

Тайна Святого Грааля

Есть и другая версия, которая гласит, что Святой Грааль не только предмет, но он же имеет и еще одно, символическое значение.

Помимо того, что Святой Грааль обозначает чашу, он также значит и кровь потомков Иисуса, «sang raal», «sang real» или «sang royal» - «королевская кровь».

Найдено много документов прямо или косвенно указывающих на существование, так называемого иудейского архива, хранящегося в Иерусалимском храме. В архиве хранятся записи свидетельств о рождении и браке, а также и другие различные семейные документы. Предполагается, что среди всех этих бумаг есть и связанные с «Царем Иудейским» Иисусом Христом.

Современные исследователи древности пришли к мнению, что в Иудее человек, тем более проповедующий как Христос, просто не мог быть не женат. В случае если он был бы холост то это было бы отражено в Евангелиях – как вещь не стандартная для того времени и даже неприличная.

Многие исследователи и эксперты, занимающиеся изучением периода жизни Христа, считают, что описанная в Евангелиях свадьба в Каннах Галилейских, была непосредственно именно его собственной свадьбой. Если начать внимательно изучать отрывок, описывающий это событие, то начинаешь невольно замечать странности и нестыковки.



Христос, будучи бедным плотником и в то время еще не начавший проповедовать, вдруг получает приглашение на богатую свадьбу, где превращает воду в вино. И распорядитель, удивляясь качеству вина, благодарит жениха. Может ли быть женихом сам Иисус Христос? Возможно, так считал и один из самых известных святых ранней церкви Климент Александрийский, который «подредактировал» Евангелие от Марка и сцену свадьбы оттуда исключил. Все же эта сцена осталась в Евангелие от Иоанна, которое было написано позже.

На роль жены Христа подходят несколько кандидатур. Самая известная из всех это конечно – Мария Магдалина, которую, кстати, тамплиеры считали духовной покровительницей. Вопреки распространенному мнению она никогда не была блудницей. Доказательством тому служит само Евангелие. В блудницы Магдалину записали гораздо позже. Есть и еще одно упоминание в Библии, которое косвенно доказывает, что женой Христа могла быть Мария Магдалина.

Известно, что ученики Иисуса Христа много раз сетовали о том, что Христос больше любит Магдалину, а не их, он же отвечал им: «А почему бы мне не любить ее больше вас?».

Есть еще одно обстоятельство которое никак не укладывается в общую картину того времени, и которое еще раз доказывает состоятельность версии о женитьбе Иисуса. По правилам того времени незамужняя женщина никак не могла свободно путешествовать даже в компании, а могла передвигаться только с мужем. Есть еще множество не состыкованных моментов описанных в Библии, но они уже менее значимы.

В поисках Святого Грааля

Есть исследователи считающие, что у Иисуса Христа были дети. Именно эта информация и хранилась в Иудейском архиве, именно эту информацию так свято хранили тамплиеры. Свиток с родословным древом, ведущим свою линию от Богочеловека, был самым ценным артефактом.

Знания о существовании подобной реликвии не могли оставить в покое известных царей, королей, правителей, рыцарей, полководцев и диктаторов. Естественно этой бесценной вещью заинтересовался Адольф Гитлер. Будучи падким на всякие мистические вещи он сильно заинтересовался и сокровищем тамплиеров и пожелал его, во что бы то ни стало найти. Известно, что он искал Святой Грааль по всему миру, отправлял многочисленные экспедиции и в том числе даже на Кавказ, где якобы в одной из пещер может храниться священный артефакт.

Первым кто заговорил о пребывании тамплиеров в Ливонском ордене, был археолог и историк Отто Ран. Он же первый кто начал поиски сокровищ тамплиеров в 1930 году. Целью его поисков был, конечно, не Святой Грааль , а золото, и надеялся он найти какой-нибудь клад, припрятанный орденом на «черный день». Отто Ран выбрал несколько мест, где и начал свои изыскания.



Первыми он исследовал развалины замка Монсегюр в Лангедоке, Кенигсберг и Латвию. И вдруг в 1937 году Ран внезапно бесследно исчезает. Как выясняется позже из расползшихся слухов, Отто нашел небольшой клад и, посчитав, что ему этого до конца дней хватит и останется даже правнукам, решил уйти на покой. Для этого он изменил внешность, поменял документы и исчез в неизвестном направлении.

Лично Адольф Гитлер дал распоряжение начать следствие по делу Отто Рана в 1941 году. Он очень жаждал узнать - что же смог отыскать Ран помимо золота, которое естественно мало интересовала фюрера. Ему хотелось выяснить - не нашел ли Отто Ран каких либо зацепок о нахождении Святого Грааля, но все усилия были четны, в итоге дело так и заглохло.

Когда наши войска вошли в Кенигсберг, то первым делом они вывезли оттуда самолетом, сохранившийся архив Ливонского ордена. Есть информация, что сам Сталин заинтересовался поисками Святого Грааля…

Традиции